20.04.2017 08:08:11
(Продолжение. Начало в №№ 3, 5, 10, 12)
Золото и меха
Мореходство для европейцев было выгодным делом, информация между рынками по старинке для всех проходила со скоростью каравана, воспринималась недоверчиво, казалось, торопиться некуда. Этим и воспользовались предприимчивые европейцы. В Европе золото ценилось много выше серебра. Иное дело Азия, где серебро всегда было в самой большой цене. И предприимчивые голландцы, быстро подсчитав выгоду, поняли, что торговать в дальних странах металлом, играя на разнице цен, выгоднее, чем воевать.
– Если корабль с грузом золота доходил, скажем, до Индостана, назад можно было вывести в четыре раза больше серебра. А если награбленное золото поменять на серебро, да еще скупить по дешёвке и перевезти опиум из одной страны в другую, чем, кстати, всегда грешили англичане, можно было обогатиться раз и навсегда, – рассказывает профессор СахГУ, член Сахалинского отделения Российского географического общества Александр Василевский. – Что касается России, XVII век был временем подъёма после Смутного времени, началом воцарения дома Романовых. Русские шли на Восток. Главная цель – завладеть рухлядью, так называлось в ту пору мягкое золото – меха. Освоившись в Сибири, передовщики во главе ватаг бывалых людей двинулись дальше и, в конце концов, дошли до Камчатки. Куда бы не приходили – строили остроги. В 1640 году мореплаватель Иван Москвитин во главе своего отряда выходит по рекам на Охотское море. Долгое время считалось, что именно он и открыл для русских Сахалин. В 1644 году казачий письменный голова Василий Поярков собрал ясак и, по понятиям того времени, присоединил к России Нижний Амур, казалось бы, подчинив и силой оружия, и уговорами, и торговой выгодой нивхские племена. Однако сопротивление нивхов продолжалось несколько лет. В боях между казаками и нивхами потери несли обе стороны, пока осенью 1655 года на Нижний Амур не прибыл отряд Онуфрия СтепановаКузнеца, численностью более 600 человек. Вопрос о Сахалине возник естественным образом – остров находился в пределах прямой видимости от новых российских земель.
Изучая архивные документы, выдающийся советский историк и этнограф Борис Долгих установил, что в октябре 1655 года нивхи сахалинских селений Танги, Дуи, Чангни, Мангаль принесли ясак, что по понятиям того времени было равносильно присяге и заверению в покорности, Онуфрию СтепановуКузнецу.
Продвижению японцев на север помешал их же собственный закон о самоизоляции, запрещавший им бывать за пределами своего государства. Что же помешало закрепиться здесь русским, пришедшим сюда если не самыми первыми, то в числе первых из государствпретендентов? А помешала экспансия маньчжуров. В то время Китай был завоёван маньчжурами, и они отсекли русским путь по Амуру. Россия не смогла удержать Приамурье, а, соответственно, и Сахалин. Поэтому им пришлось перенаправить основные усилия на север – на Камчатку, Чукотку и теперь уже известные проливы.
– В 1640м Москвитин выходит на Охотское море, а в 1643 году эти же воды посетил голландский мореплаватель Мартен Герритсен Фрис (Фриз), – восстанавливает хронологию событий Александр Василевский. – Он идёт по океанской стороне на Хоккайдо в поисках золотых островов. Проходя мимо Курил, изза тумана не замечает Кунашир, но чётко рассматривает Итуруп и Уруп. Поворачивая в пролив между ними, Де Фриз посчитал, что Уруп – это Америка, назвав её «Земля Штатов», а Итуруп – «Азия», так он решил, что прошёл между Америкой и Азией. С тех пор этот пролив называют в его честь. Дальше он проходит мимо Хоккайдо и попадает в залив Анива, высаживается и на шлюпке входит в устье Сусуи, где и знакомится с айнами. Своё путешествие по островам он завершает, огибая мыс Аниву и мыс Тонин, пустившись в залив Терпения.
Конечно, коекто подсмеивается над Де Фризом, мол, как он мог принять Уруп за Америку. Но надо учесть, что в то время ещё не было приличных карт. Де Фризу же удалось в точности изобразить те побережья, которые он посетил. Карты этого мореплавателя долгое время были основой при написании новых. Голландец был великим мореплавателем.
Русская картография
Конец XVII начало ХVIII века – время, когда в Россию приходит европейская наука. Надо отметить, что именно при Петре Первом страна становится настоящей империей. Наряду с другими сферами деятельности, активно развивается мореходство и картография. XVIII век – время, когда русские вышли в Балтийское море, а затем и на Тихий океан, они шли всё дальше и дальше.
В 1711 году Иван Козыревский собрал ватагу и пошёл на уже известные русским Курилы. В те края тайфунами время от времени заносило японские суда, от них казаки узнали, что от Камчатки лежит путь в страну Чижэм, т. е. Японию. Отряд Козыревского, придя на острова, а именно на Парамушир и Шумшу, вступил в бой с айнами. Казаки победили островитян, ведь они имели при себе огнестрельное оружие. Так, к середине XVIII века, до итогов плавания Мартына Шпанберга, т. е. к 1742 году, все Курильские острова уже были известны русским и отмечены на отечественных географических картах весьма приличного для того времени качества.
Часто встает вопрос о том, что Курилы были освоены нашими мореплавателями, а не японцами, которые находились ближе. Надо понимать, что Сёгунат Токугава не ставил перед княжеством Мацумаэ на Хоккайдо столь далёкую цель, казалось, что всё придёт само собой. Да и живших там айнов сломить было непросто, напротив, и хоккайдских, и курильских айнов японские торговые дома привлекали как исходный ресурс для получения кожи и меха. Цель княжества Мацумаэ на Хоккайдо и японских купцов была иной – предстояло осуществить контроль над торговыми путями – с Камчатки и Сахалина на Амур и в Китай. Более того, долгое время, вплоть до начала ХIХ века включительно, японцы считали, что Сахалин принадлежит маньчжурам.
Экономические отношения
Когда русские приходили на острова, они подчиняли местное население царю и перенаправляли торговые потоки в Москву. Этот процесс кардинально изменил сначала жизнь Сибири, а затем Приамурья, Сахалина и Курильских островов. Россия в экономическом смысле замыкала сибирские и дальневосточные племена на себя. Из Москвы товар уходил в Европу. Не меньшую выгоду сулили рынки Китая и Японии, о чём мечтали все русские правители, начиная с Петра Великого.
– Японцы тогда ещё не владели Хоккайдо и жили лишь на южной части острова. Они торговали с айнами, покупали кожу оленя, меха. Дальше товар уходил в Токио. В Японии существовала серьёзная военнофеодальная и весьма жесткая диктатура, – продолжает историк. – Клан Токугава захватил власть, но с айнами торговало княжество «Мацумаэ» – именно они делали деньги на торговле с островитянами, центральное же правительство этого не одобряло. К тому же с приходом русских на Курильские острова товары стали перенаправляться и уходили не в Токио, а в Москву. Хоккайдское княжество втайне от Токио активно искало прямой торговый путь в Пекин. Князь Мацумаэ мечтал торговать с китайцами напрямую. Он послал своих представителей на Сахалин в самом начале ХVII века и те нашли место торговли – местечко Сиронуси недалеко от мыса Крильон. Теперь встала задача устранить посредников в торговле с Цин – айнов и нивхов, что им удалось далеко не сразу, только в ХIХ веке и то не в полной мере.
В 1799 году, обвинив князя Мацумаэ в тайных торговых связях с русскими, центральное правительство высылает его с семьёй на главный японский остров, а на остров вводят войска из других княжеств. Был объявлен новый закон – «все айны – японские подданные, а айнские земли принадлежат Японии». С этого времени, как считают историки, в треугольнике – Курилы, Хоккайдо, Сахалин – начинается столкновение интересов трёх государств, а именно: Японии и России. Интересы России и Китая столкнулись западнее – на Среднем и Нижнем Амуре, что отложило освоение Приамурья, Приморья и Сахалина Россией до середины ХIХ века.
Подводя итоги этого периода, можно сказать о том, что выход России на Тихий океан, присоединение Приамурья, Сахалина и Курильских островов в ХVII веке, стали величайшими и наиважнейшими деяниями наших предков. Россия прорубила ещё одно «окно в мир», не менее, если не более важное, чем «окно в Европу». Русские мореплаватели сумели дойти не только до Курил, но и до Аляски. ХVII и ХVIII века – века триумфа России, ведь к ней была присоединена вся Сибирь, большая часть Дальнего Востока и часть Северной Америки. С этих веков начинается Новая история нашего островного края – Сахалина и Курильских островов.