Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Сахалин → Наука № 12(554) от 30.03.17

Войны за острова

, 00:07

30.03.2017   00:00:48

 Расцвет торговли в X – XI веках археологи фиксируют по монетам Сун, их немало на острове, значит, связи между материком и Сахалином укрепляются.

Кто сжег  поселения?

События в Северном Китае отражались и на островах. К X веку относятся многочисленные сгоревшие жилища охотской культуры и в Стародубском, и в Озёрском. Всё оставалось на месте, даже горшки там, где в домах были полки для припасов, в некоторых – кости от несъеденного мяса. Это говорит о том, что островитяне были вынуждены бежать, оставляя огню свои жилища. Новый сильный враг опять пришёл с материка.

– ХI–ХIII века – время, когда Сахалин ещё больше связывается с материком, в это время идёт консолидация племён нижнего Амура и Приморья, возникает империя Цзинь, из неё выходят племена чжурчжэней, потомков сумо и черноречных мохэ, – продолжает рассказ доктор исторических наук Александр Василевский. – Чжурчжэни, славившиеся в степях Евразии, как конные воины, понятие собирательное, династия Цзинь собрала самые разные, прежде всего, коренные дальневосточные народы и племена. Цзинь создаёт империю, в которую входила огромная территория от Пекина до устья Амура. Более того, как выяснили археологи, их след виден и на Сахалине.

Благодаря радиоуглеродным анализам крепости в селе Охотское становится ясно, чжурчжэни пришли на остров не позднее XII века. Тут кроется загадка, если не чжурчжэни, то кто сжег поселения охотской культуры в X веке?

Есть несколько точек зрения на то, кто пришёл на остров из устья Амура в X–XI веках. Наиболее популярная из них, высказанная японскими и советскими историками ещё в 1970х годах, это цзилеми – предки нивхов.

Древняя  крепость

Учёные предполагают, что чжурчжэни пришли к новоявленным сахалинцам, чтобы установить власть и собирать дань, всё те же меха, морепродукты для торговли на материке. Этой гипотезе есть подтверждения – четыре крепости, обнаруженные на острове. Название трёх из них мы знаем из летописей: «Кара хотон» – чёрная, «Сира хотон» – жёлтая, «Ней хотон» – средняя крепость.

Сегодня археологи определили местонахождения этих крепостей. Лучше всего сохранилась крепость на Крильоне, зарегистрированная сегодня в реестре памятников истории и культуры Сахалинской области как Крильонское городище. Размеры крепости 114х115 метров. Высота валов превышает 2,5 метра, глубина рвов достигает трех метров. В XIII веке здесь были башни, ворота, частокол, эскарпы и прочие премудрости средневековой фортификации.

К сожалению, крепость на Кладбищенской горе в АлександровскеСахалинском в XX веке была разрушена, хотя ещё в конце ХIХ и даже в начале XX века её зарисовывали русские и японские учёные, в то время она ещё существовала.

– Трудно сказать, какая это крепость – чёрная, жёлтая или средняя, – размышляет доктор исторических наук. – Это ещё только предстоит выяснить. Есть предположение, что крепости служили не только защитным сооружением, но и были факториями для торговли. Острова издревле поставляли на рынки Восточной Азии золото, ловчих птиц, диких зверей, кожу и меха. Высоко ценился мех соболя, горностая, морского калана, мех выдры – ими дорожили изза хорошей носкости и в Китае, и у чжурчжэней, и в Нихон. Продавали и сушёные морепродукты. Ещё одним объектом торговли служили ловчие птицы. Сахалинские соколы ценились очень высоко, стоимость их и в настоящее время доходит до нескольких десятков тысяч долларов.

Монголы идут  на Сахалин

Но наступил конец и власти чжурчжэней, под ударами монголов рушится династия Цзинь. Отступив на север, чжурчжэни создают новое государство – Дун (Восточное) Ся. Не исключено, что тыловым резервом для Дун Ся являлся Сахалин с его крепостями. Любопытно, что с XIII века айны – непременные участники событий, так об этом пишут исторические хроники династии Юань. Поздней осенью 1264 года произошла первая попытка вторжения войск Хубилайхана на остров. Как говорит летопись, море было неспокойным и тяжело нагружённые суда могли опрокинуться – поход отложили.

Лишь через 20 лет монголы добились успеха. Сопоставление многих источников показывает, что в походе 1284–1286 годов участвовали несколько тысяч человек под общим руководством полководца, вероятно, тёмника Негудая. Ему подчинялись командиры отрядов Улудай и Татардай. Переход войск до «крайних пределов», начавшись в декабре 1285 года, длился тричетыре месяца. К весне 1286 года монгольские войска оккупировали островные земли к востоку от Амура. Там они и закрепились во вновь построенных или, скорее, перенятых от чжурчжэней и возрождённых крепостях.

Как сообщает летопись, 3 ноября 1286 года Татардай и Улудай получили новый приказ идти походом на айнов. Три похода за три года. Вышло войско в десять тысяч человек на одной тысяче судов. Слишком много, чтобы просто наказать островных жителей. Японский историк, профессор Накамура Кадзуюки предположил, что задачей монголов был захват не только Сахалина, но и Северной Японии. Гипотеза привлекательная, но пока всего лишь гипотеза.

– В летописях описывается, что два неуловимых до того сахалинских героя – айнские вожди Вайну и Ваньшну – пришли к монголам, сложили мечи и принесли «дань». Конечно, это были товары для обмена, которые в Китае высокомерно называли «данью». Историки считают, что партизанская война с монголами без доступа к рынкам материка истощила ресурсы островитян. С приходом монголов на остров и созданием постоянных гарнизонов в крепостях айны предпочли войне торговлю, – предполагает Александр Александрович. – Однако не совсем ясно, чего здесь больше – доблести монголов или хитрости айнов. Айны – известные торговцы, их интерес к экономике, думаю, оказался сильнее любви к мечам и схваткам.

Для историков этот период интересен тем, что хроники поведали не только о событиях XIII века, в них прозвучали имена участников событий, по сути, с этого времени можно говорить о реальных событиях и личностях в истории островов.

В начале ХV века монголы теряют свою власть повсеместно, причём не только на Сахалине. Остров опять становится свободным. Это подтверждается и записями 1317 года, согласно которым племена «вочжо», и «цзилеми» никому не подчинялись, а утверждения о том, что монгольская администрация контролировала Сахалин, не соответствуют действительности. Подчинение народов Сахалина оказалось лишь кратким и не самым удачным эпизодом монгольского завоевания Дальнего Востока. И, напротив, цзилеми и вочжокувэй закрепились на острове вплоть до Нового времени, послужив основой для формирования сахалинских племён нивхов и айнов.

Вся героическая история сохранилась в документальных и археологических источниках, хотя многое историкам ещё неизвестно. Наш собеседник доктор исторических наук, профессор А. Василевский считает, что эпоха средневековья в островном регионе Дальнего Востока заканчивается в середине ХVII века, и начинается совершенно новое время. В 1640е годы во всём мире происходят серьёзные изменения. Наступает эпоха географических открытий. Голландцы – в поисках золота, японцы – для доминирования в торговле с Китаем и русские – в поисках пушнины выходят на берега Охотского моря. Очертания берегов Сахалина и Курильских островов появляются на первых географических картах. Это знаковое событие перечеркнуло всю историю Сахалина. А в середине ХVII века возникает совершенно новая ситуация, которая и определит дальнейшую судьбу территорий. Но об этом – в следующий раз.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram