Наблюдая за морскими хищницами у восточных берегов своей родины, австралийские биологи пришли к выводу, что акулы обладают индивидуальными чертами характера.
Началось всё с того, что кому-то из биологов пришла в голову мысль – а вдруг некоторые зубастые по натуре авантюрнее своих сородичей?
Для определения уровня храбрости у своих подопытных австралийцы провели два нехитрых эксперимента. Сперва акул резко переселили в новый аквариум и засекли, сколько каждой особи потребуется времени, чтобы прийти в себя и адаптироваться к новым условиям. Затем акул выхватывали из воды и бросали на сушу, а потом опять бросали в аквариум – теперь специалисты замерили время, необходимое каждой хищнице, чтобы отойти от пережитого.
Благодаря таким шоковым способам биологии обнаружили, что каждая особь в обоих случаях ведёт себя одинаково. То есть изначальное предположение – что некоторые акулы храбрее – оказалось верным. Далее, опираясь на распространённое ныне в научных кругах мнение, что характер живого существа в первую очередь определяется предсказуемостью поведенческих реакций, учёные сделали вывод, что акулы, подобно людям, являются личностями, причём каждая со своими привычками.
С этим выводом наверняка бы поспорил выдающийся австрийский зоолог Конрад Лоренц, будь он жив. Лоренц, отец этологии (науки о поведении животных. – Прим. «АН»), в одном из своих экспериментов демонстрировал отсутствие индивидуального «я» у низших позвоночных. Правда, не на примере акул, а на примере цихлид – это такие окунеобразные рыбки, обладающие весьма сложным брачным поведением и высокоразвитой заботой о потомстве. Но тем не менее процесс оплодотворения у этих рыб происходит без сколько-нибудь заметного подъёма возбуждения взаимодействующих самца и самки. Как выразилась одна из сотрудниц Лоренца, наблюдая за самцом цихлиды: «Он делает это так вяло, что это напоминает добродетель». Так что, возможно, прежде чем делать вывод об индивидуальности акул, следует понаблюдать, как у них с этим делом.
К слову, в сегодняшнем научном мире весьма модно искать индивидуальные особенности поведения у разной живности. Буквально год назад бельгийцы, исследуя отважность тараканов, также выявили у этих насекомых что-то похожее на личность. Не обращаясь повторно к Лоренцу (посмертно лишённому ряда наград за увлечение нацизмом), будем надеяться, что такого рода деятельность – штука полезная и её результаты ещё пригодятся человечеству. Главное, не забывать слова классика – очеловечивая животных, можно озвереть самому.