Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Наука № 19(311) от 24.05.2012

Ветка «сакуры» расцветает у Разбойника

, 19:25

Проблема утилизации атомных подводных лодок – одна из самых актуальных для мировых держав, имеющих такой флот. В России АПЛ разрезают на отсеки – реакторный помещают на хранение. Эта операция требует самого современного оборудования и технологий. Поэтому поступление в Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами «ДальРАО» – филиал ФГУП «РосРАО» (ДВЦ «ДальРАО») современного японского оборудования – транспортно-передаточного дока «Сакура», буксировочного судна «Сумирэ» и двух портальных кранов – событие неординарное для госкорпорации «Росатом» и всех жителей Приморья.

Кладбище погибших АПЛ

Наследие одного из самых мощных российских флотов – Тихоокеанского – более 70 утилизированных АПЛ – ожидает своей очереди на размещение в пункте долговременного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок. 18 мая в бухте Разбойник торжественно принимали подарок: транспортно-передаточный док «Сакура», буксировочное судно «Сумирэ» и два портальных крана грузоподъёмностью 10 и 32 тонны. С их помощью трёхотсечные блоки АПЛ, которые сейчас хранятся в надводном положении, будут перемещать на берег и готовить к долговременному хранению.

«Сакура» – один из самых больших доков в мире, высотой с 9-этажный дом. Краны под стать – красавцы. Буксир «Сумирэ» кажется игрушкой, но у него одна из важнейших ролей. Ему предстоит перемещать по воде сам док и 54 трёхотсечных блока: реакторный и два смежных отсека, выполняющих функцию поплавков. По технологии утилизации – это всё, что осталось при разделке корпуса АПЛ на заводе «Звезда» в Большом Камне.

– Сначала «Сумирэ» отбуксирует «Сакуру» в специально вырытый котлован в бухте, в который док и погрузится. Затем буксир доставит туда же трёхотсечный блок и заведёт его в док, который, в свою очередь, всплывёт и вместе с блоком будет доставлен к причалу. Там с помощью судопоезда блок доставят к месту разделки (так называемый разделочный стол), где два смежных отсека-поплавка отрежут и отправят на утилизацию как металлический лом. Реакторный же покроют в четыре слоя специальными защитными красками, установят на специальный постамент из армированного бетона и будут хранить в течение 70–75 лет, пока радиоактивные вещества не исчезнут полностью. Тогда абсолютно безопасную конструкцию можно будет отправлять на переплавку, – рассказал журналистам капитан дока Олег Бачинский.

Целых два года специалисты Росатома жили в Китае и Японии, где строились суда. Причём уникальный док «Сакура», сделанный китайскими специалистами по заказу японской стороны, был разработан специально для работы в бухте Разбойник.

Затем была проведена спецоперация по приводу судов в бухту Разбойник в ноябре-декабре 2011 года. Обучение работе на новой технике. И экзамен. Завели в погруженный в котловане бухты док макет трёхотсечного блока, доставили его к причалу, с помощью кранов и судопоезда транспортировали в нужное место на площадке. Всё прошло на оценку «пять с плюсом».

Военное наследие надёжно запечатано

Безопасность хранения реакторных отсеков утилизированных АПЛ – главный приоритет. Как рассказали «АН» в ДВЦ «ДальРАО», 12 ноября 2011 г. в Приморском крае трёхотсечный блок аварийной атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 671В с заводским номером 610 (К-314) поставлен в укрытие строящегося берегового Пункта изоляции аварийных подводных лодок ДВЦ «ДальРАО» – филиала ФГУП «РосРАО». К-314 – советская торпедная атомная подводная лодка проекта «Ёрш». В марте 1984 г. во время американо-корейских учений Tim Spirit-84 американский авианосец CV-63 Kitty Hawk протаранил эту лодку. В результате удара подлодка получила повреждения лёгкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора и правого гребного винта и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность. Разделка АПЛ происходила на ОАО «ДВЗ «Звезда» (г. Большой Камень). Работы были проведены в рамках выполнения поручения правительства РФ от 17 ноября 2008 г. по изоляции аварийных АПЛ в Приморском крае к 2012 году.

В ходе выполнения работ был сформирован трёхотсечный блок, выгружено топливо и оборудование из реакторного и двух смежных отсеков, завершены работы по герметизации трёхотсечного блока, изготовлен док-понтон, выполнена буксировка блока и док-понтона. Блок был установлен и раскреплён на док-понтоне, затем сконструированная система была спущена на воду, переведена по подводному каналу в пункт изоляции аварийных АПЛ ДВЦ «ДальРАО» и выполнена его посадка на подготовленное стапельное место.

Операция выполнена силами «ДальРАО», ОАО «ДВЗ «Звезда» и ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания». Всё строительство берегового Пункта изоляции полностью профинансировано Российской Федерацией без привлечения средств зарубежных стран-доноров.

Ранее, в 2010 г., для устранения возможных радиационных угроз здесь же была размещена выше уровня моря аварийная АПЛ с заводским номером №175 (К-431). К-431 – советская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 675 Тихоокеанского флота. В августе 1985 г. на судоремонтном заводе №30 в бухте Чажма при перезагрузке активных зон реакторов К-431 произошла авария. Из-за перекоса крышки реактора левого борта была поднята компенсирующая решётка реактора, в результате чего началась цепная ядерная реакция.

Теперь Дальний Восток может спать спокойно. С завершением проведённой в ноябре прошлого года операции все аварийные атомные подводные лодки на Дальнем Востоке приведены в безопасное состояние. Сформированные блоки размещены выше уровня моря и надёжно изолированы. Исключена любая возможность их негативного воздействия на окружающую среду, работников и население.

Справка АН

Дальневосточного центра по обращению с радиоактивными отходами (ДВЦ «ДальРАО») работает два отделения, эксплуатирующие три площадки.

Виды деятельности: безопасное хранение реакторных блоков утилизированных атомных подлодок (АПЛ) и судов атомно-технологического обслуживания (АТО), выведенных из состава ВМФ; хранение отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов в береговых хранилищах предприятия; сбор, переработка, кондиционирование и хранение всех видов РАО; эксплуатация сооружений, объектов и оборудования в процессе обращения с отработанным ядерным топливом и РАО; выполнение функций заказчика-застройщика по строительству комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно-опасных и радиационно-опасных работ по обращению с ОЯТ и РАО; обеспечение ядерной и радиационной безопасности при обращении с ОЯТ и РАО; охрана и физическая защита ЯМ и РАО.

В составе отделения Фокино – две площадки: бухты Разбойник и Сысоева. В отделении работают: сооружение спецводоочистки с санпропускником и ёмкостями для хранения жидких радиоактивных отходов; сухое хранилище облучённых тепловыделяющих сборок (ОТВС) ядерных реакторов; здание разгрузки контейнеров, предназначенных для хранения, и проведения работ по загрузке отработанного ядерного топлива и подготовке к транспортировке контейнеров; комплекс «Укрытие»; площадка под здание хранилища твёрдых радиоактивных отходов (ХТРО) низкого и среднего уровней активности.

Отделение Вилючинск: площадка Бухта Крашенинникова. В состав основных зданий и сооружений объекта входят: плавучий технологический причал; хранилище перегрузочного оборудования с участком дезактивации; гараж спецавтотранспорта с участком дезактивации; хранилища ТРО.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram