В старших классах она была увлечена мистическим романом Михаила Булгакова. Получив в ЮУрГУ два высших образования, Надежда Кулёва научилась превращать фантастику в реальность. Дело это непростое. Но ради научных, педагогических и производственных результатов кандидат технических наук готова петь, учить корейский язык и даже порой выглядеть как Золушка до преображения…
Справка «АН»
Надежда Юрьевна Кулёва — заместитель заведующего региональной молодежной лабораторией электромеханических, электронных и электрохимических систем, кандидат технических наук, доцент кафедры электропривода, мехатроники и электромеханики ЮУрГУ. Окончила специалитет и магистратуру ЮУрГУ по направлениям «Электрооборудование летательных аппаратов», «Экономика и управление на предприятии («энергетика»)». Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Электротехнические комплексы и системы». Участвовала в реализации пяти проектов совместно с предприятиями Челябинской области. Участник четырех региональных грантов Российского научного фонда с 2015 по 2025 год. Автор 14 результатов интеллектуальной деятельности, а также 35 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
Нестандартный подход
— Интерес к науке проявился в пятом классе, когда родители привели меня на факультатив ТРИЗ — занятия по теории решения изобретательских задач. Чтобы выполнить задание, требовался нестандартный подход. Просто логики было недостаточно, и я с удовольствием придумывала вместе с ребятами какую-то фантастику, креативное решение, — вспоминает Надежда Юрьевна.
— Вы проявили талант, вырвались вперед?
— В школе у меня не было больших достижений. Вперед я вырвалась, пожалуй, уже в университете. Мне понравилось проходить обучение на энергетическом факультете по направлению «Электрооборудование летательных аппаратов». Стало понятно, зачем мы вообще все это учим.
— Направление, прямо скажем, не женское…
— Да, но я почему-то была уверена, что поступлю именно сюда. Папа — механик, мама — инженер-электроник. Ну вместе получается — электромеханика. К слову, в группе было четыре девушки из 18 человек.
— Со школы любили точные науки?
— Физику и математику — да, любила, хотя у меня были успехи по литературе и биологии. К примеру, в одиннадцатом классе победила в региональном конкурсе, написав сочинение по роману «Мастер и Маргарита».
— А занятия по ТРИЗ пригодились вам в студенчестве и потом в работе?
— Безусловно. Теория решения изобретательских задач полезна тем, что дает уверенность. Можно предлагать разные варианты решения, даже те, которые кажутся фантастическими. Но если немного докрутить идею, она оказывается вполне реалистична. Не нужно стесняться предлагать даже то, что, на первый взгляд, кажется ерундой. Ты «выпаливаешь» все, что приходит на ум. Из десяти вариантов находятся два-три приемлемых, и в итоге обязательно получается интересный результат. Причем, возможно, как раз из того варианта, который тебе самой казался смешным.
В школе я никогда не была отличницей. А в университете стала получать исключительно пятерки. Причем выходило это как-то само собой. Просто было очень интересно решать задачи и набирать новые знания. Возникали даже такие ситуации… Когда задавали семестровую работу, я звонила своим одногруппникам и интересовалась: «Ты решил?». Получив отрицательный ответ, говорила: «Можно я решу за тебя?».
Я убеждена, что университет позволяет раскрыться каждому студенту, кто не ошибся с выбором направления обучения, особенно к третьему курсу это чувствуется. Даже если первые два курса в рамках высшей математики на все эти матрицы, ряды и буквы с кучей коэффициентов ты смотрел как баран на новые ворота, потом вдруг раз — и все это аккуратно выстраивается в какую-то красивую формулу. Ну как тут не получать отличные оценки?
Производственная магия
— Кем вы планировали стать по окончании университета?
— У меня был план в голове — пойти работать на завод «Электромашина». Что, собственно говоря, и произошло после получения первого диплома. Точнее, я работала там техником, когда проходила практику, а через четыре года доросла до ведущего инженера-конструктора.
…Но есть и дополнение к истории моей учебы. Еще в школе наряду с электромеханикой меня интересовала экономика управления. И, учась на третьем курсе, я поступила в ЮУрГУ еще и на это направление. Было непросто. Например, с аббревиатурами. На занятиях, касающихся технической специальности, аббревиатура КЗ расшифровывалась как короткое замыкание, а на парах по экономике КЗ означало кредиторскую задолженность.
Работая на заводе инженером-конструктором, я получила уникальные навыки. Такую практику рекомендую всем студентам технического направления обучения вне зависимости от того, пойдут они в науку или останутся на производстве. Там вся теория сразу же находит практическое применение. Ты видишь, что, зачем и почему происходит, смотришь на взаимодействие различных ведомств, отделов, и в этом тоже есть какая-то своя магия. Очень благодарна НПО «Электромашина» за такой опыт.
Будучи инженером-конструктором, отлаживаю узлы системы по алгоритму и проверяю, как все работает, что называется, на столе. Допустим, у меня была система, состоящая из печатной платы. Ее спаяли и принесли из цеха. Нужно проверить на предмет коротких замыканий, нужно запрограммировать. Джойстики, кнопки, сигналы управления... — все должно быть в порядке.
— Как-то все-таки не очень вяжется с образом девушки такая техническая работа...
— Ну, если это девушке интересно, не вижу никаких препятствий и противоречий. Являясь заместителем руководителя региональной молодежной лаборатории электромеханических, электронных и электрохимических систем, могу сказать, что у меня в команде есть и девушки, и юноши. При этом некоторым юношам можно поучиться такому структурному и системному подходу к решению задач. Девушке не нужно все детально объяснять — и без этого сделает все очень точно, четко и аккуратно. Но при одном условии — должно быть желание выполнить задачу. Если желания нет, то ничего не получится. Впрочем, есть, конечно, задачи, где без мужчин не справиться.
Окончание следует.

