В жизни Юлии Дмитриевой случился крутой поворот: она изучала физику твердого тела, а стала кандидатом психологических наук. Оказывается, связь между физикой и психологией значительна, хотя и не очень заметна с первого взгляда.
Мы беседуем о типах личности и их ресурсах, о креативности, стрессоустойчивости и пользе «Гарри Поттера».
Справка «АН»:
Юлия Александровна Дмитриева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология управления и служебной деятельности», старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ЮУрГУ.
В 2008 году окончила ЧелГУ, получив диплом бакалавра по направлению «Физика». В 2010 году окончила магистратуру ЮУрГУ по направлению «Психология инновационной деятельности».
Победитель конкурса на получение стипендии Правительства РФ в 2013 — 2014 году. Руководитель гранта РНФ «Прогноз эффективности студентов в проектной деятельности: математическое моделирование психологических ресурсов» (2023 — 2024 год). Автор более 90 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
По законам физики
— Изначально о психологии я даже не думала, хотя со школы любила что-то объяснять, с удовольствием помогала одноклассникам, если ко мне обращались, — вспоминает Юлия Александровна. — В университете я изучала физику конденсированного состояния, физику твердого тела. Окончила бакалавриат, поступила в магистратуру. Но тут узнала, что в ЮУрГУ открылась новая магистратура по направлению «Психология инновационного менеджмента», — и моя жизнь круто изменилась…
— Разочаровались в физике?
— Не то чтобы разочаровалась, скорее, наоборот: хотелось найти знаниям практическое применение. Очень благодарна научному руководителю, доктору психологических наук, профессору Вере Геннадьевне Грязевой-Добшинской, которая открыла мне мир психологии. Она учла возможности математики и физики, мои научные интересы. Это позволило реализовывать интересные междисциплинарные проекты.
— Действуют ли законы физики в психологии?
— Можно провести аналогии. Например, можно рассмотреть эффективность командной работы с точки зрения закона Ома при последовательном или параллельном соединении: итог совместной деятельности будет зависеть от того, как участники «соединены» между собой, как находят контакт…
Или же третий закон Ньютона можно рассмотреть в межличностной коммуникации, психологии конфликта: «Сила действия равна силе противодействия...»
— Наверное, непросто найти психолога, который бы знал и любил математику?
— Да, большие сложности вызывает статистика у психологов. Не любят они математику (смеется). Но без нее сегодня не обойтись. Я использую свои знания по математике и физике в психологических исследованиях. Оперирование числами, анализ статистических данных… Еще учась в магистратуре, благодаря Вере Геннадьевне, я открыла для себя исследовательскую деятельность. Мы побывали даже в Германии, на ежегодном конгрессе по математической психологии. Увидели, как интенсивно развивается это перспективное направление.
Наш доклад был очень хорошо принят. На Западе, кстати, вообще, математика и психология в вузах часто объединены. Есть, к примеру, факультеты компьютерных наук и психологии. То есть параллельно идет подготовка по математике и программированию, поскольку в психологии много вычислений. Командировки, конференции, стажировки, сотрудничество с Институтом психологии Российской академии наук — всё это дает очень ценный опыт.
Резерв руководителей
— В багаже ваших достижений есть уникальная разработка?
— Моя диссертация была посвящена ресурсам активности субъектов в инновационной деятельности. Писала долго, поскольку это было непросто с учетом непрофильного первого образования. В основе кандидатской — авторский метод математического моделирования, который позволяет учитывать многие моменты.
Психология — это большое количество различных методик, тестов. Мы можем «измерить» отдельные личностные качества и свойства. Формула, которую я разработала, позволяет соединить несколько свойств и рассчитать интегральные обобщенные показатели, которые учитывают не только уровень выраженности отдельного свойства, но и взаимодействие свойств. Это позволяет рассчитать баланс ресурсов и даже предсказать, к какому типу можно отнести человека. А еще — спрогнозировать, насколько он будет успешен в инновационной деятельности.
— И какие ресурсы вы исследуете?
— Разные. В частности, меня интересовали лидерские качества: умение работать в команде, мотивация достижения результата, креативность — это ведущие качества для управленческой деятельности. По соотношению двух показателей активности, инновационной и стабилизирующей, была разработана типология.
Первый тип — когда есть желание заниматься инноватикой, что-то придумывать новое, вести за собой. Такие люди мотивированы и надеются на лучшее.
А стабилизирующая активность, напротив, свойственна тем, кто хочет всё сохранить, как есть. Представители консервативного типа осторожны, опасаются, как бы чего не вышло, в случае каких-то неприятностей готовы договариваться с другими.
Я использовала разные методики диагностики креативных, лидерских, командно-ролевых ресурсов, мотивации достижений. В центре внимания — ресурсы инновационной деятельности. Выборка была достаточно большая — руководители разных уровней — около 500 менеджеров наших промышленных предприятий. Сейчас в психологии в принципе имеют место большие выборки — результаты таких исследований обладают большей надежностью и достоверностью, в исследованиях китайских, японских ученых иногда задействованы и тысячи человек.
— И что же вы с каждым руководителем лично встречались?
— На предприятиях на протяжении нескольких лет проходил большой психологический аудит, программу которого разработала Вера Геннадьевна. Его цель — формирование резерва руководителей. Параллельно проводились исследования в группах по 20 — 30 человек.
Изначально планировали защиту диссертации в Москве, в Институте психологи РАН, но началась пандемия. К счастью, в ЮУрГУ есть все условия для защиты: существует свой активно развивающийся диссертационный совет, председателем которого является доктор психологических наук, доцент Елена Александровна Рыльская.
Окончание следует.