Победить нечеловеческую усталость…
27 ноября 2024, 08:41 [«Аргументы Недели. Челябинск», Татьяна Строганова ]
Окончание, начало здесь
Как-то раз первоклассник Алеша нарисовал на листе бумаги ученого и сказал вдруг маме, что хочет им быть… Прошли годы, и желание ребенка исполнилось. Теперь, радуясь научным успехам, в семье часто вспоминают этот эпизод, ставший пророческим.
Молодой ученый Южно-Уральского государственного университета Алексей Ерпалов знает, что такое нечеловеческая усталость… Он занимается фундаментальной наукой, ведет прикладные исследования, разрабатывает новые подходы в оценке долговечности конструкций и оказывает важную помощь производственникам.
Справка АН:
Алексей Викторович Ерпалов, заместитель директора Центра виброиспытаний и мониторинга состояния конструкций, кандидат технических наук, доцент кафедры «Летательные аппараты» ЮУрГУ. В 2012 году окончил с отличием специалитет ЮУрГУ по направлению «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». Участвовал в реализации более 20 проектов совместно с предприятиями Челябинской области и других регионов России. Руководитель регионального гранта Российского научного фонда с 2023 по 2024 год. Автор более 30 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
— При вашей занятости в прикладной сфере вы находите время и для подготовки докторской диссертации. Что в ее основе?
— В 2023 году мы выиграли региональный грант. Уже получили результаты. Речь идет о разработке методов оценки долговечности конструкций с применением методов машинного обучения. Актуальная сейчас тема. В нашем университете очень хорошо развивается направление «Искусственный интеллект». Идея в том, чтобы попытаться применить искусственные нейронные сети к традиционным методам оценки долговечности, выявить новую зависимость.
— Это уникальные исследования?
— В России, к сожалению, этой темой занимаются единичные группы, и задачу они решают по-другому. У профессоров Оксфорда, у коллег из Китая есть статьи на похожую тематику. Это лишнее подтверждение актуальности. Но я хочу по-своему решить задачу. И это решение будет основой моей докторской диссертации.
— Что самое приятное для души в вашей многовекторной деятельности?
— Трудно отдать предпочтение чему-то одному. Нет такого, чтобы мне хотелось только сидеть за компьютером и писать алгоритмы или только ездить на испытания и где-то клеить датчики. Должен быть какой-то баланс, интересна смена деятельности. Благодаря командировкам возникает вообще понимание, что такое предприятие, какие там требования и чего от нас ждут. Хорошо, когда фундаментальная наука привязана к решению реальных задач.
Знаете, иногда хочется на заводе побыть, посмотреть, как идет производственный процесс. Мы приезжаем на несколько дней, проводим испытания, погружаемся в производственные проблемы непосредственно в цеху, а потом возвращаемся обратно в наши университетские реалии, где и пары можно провести, и за компьютером посидеть, обрабатывая результаты экспериментов.
— Со студентами интересно вам взаимодействовать?
— Да, нравится. Наверное, мне повезло. Веду пары у пятых курсов и у магистров второго курса. Так что ребята приходят ко мне уже вполне подготовленными другими преподавателями. Но и мои студенты пытаются порой найти лазейки, выполняя задания.
— А вы не искали лазейки, будучи студентом?
— Искал, конечно. Думаю, все через это проходили. Так что я опытнее и хитрее, лазейки перекрываю (смеется). Убежден, что получить качественные знания можно, только самостоятельно выполняя сложную работу.
Реальная польза
— Должна признаться, что филологам трудно порой смириться с некоторыми техническими терминами. К примеру, не укладывается в голове, как неодушевленный объект может устать?
— Знаете, интересно получается... Когда я был студентом и даже аспирантом, для меня некоторые моменты тоже казались странными. Ловил себя на мысли, что неестественно как-то некоторые термины звучат. Но чем больше получал знаний, погружался в тематику, тем очевиднее становилось, что по-другому и невозможно. К тому же «усталость конструкции» — устоявшееся уже словосочетание. Аналогия тут четко прослеживается: усталость человека, материала… Когда организм устает, он тоже дает сбои. Так что логика в этом есть.
— А можно создать материал, который бы не уставал?
— С точки зрения науки, которой я занимаюсь, это невозможно. Все устает рано или поздно. Надо правильно из существующих материалов проектировать конструкции, чтобы минимизировать процессы деградации.
— Когда недолго служит новая бытовая техника, вспоминаю бабушкин советский холодильник, который лет тридцать исправно работал и хотел работать еще…
— Раньше все делали с большим запасом прочности. Можно вспомнить и станки периода Второй мировой войны, которые и сегодня обеспечивают производственный процесс.
— Этому есть объяснение с научной точки зрения?
— Скорее, с экономической точки зрения это объясняется. Приведу пример. В 90-е годы прошлого века автомобили известной зарубежной марки практически не ломались, на них можно было ездить десятилетиями без ремонта. Но производители радовались недолго — продажи-то упали — и стали выпускать менее надежные автомобили. Очень важно точно просчитывать ресурсы конструкций. И мы этим занимаемся.
— Что вы чувствуете, когда в реализации конкретного проекта поставлена точка?
— Неоднократно доводилось слышать, что наш научный отчет стал настольной книгой для директора предприятия. Новое изделие, новый объект — и снова к нам обращаются. На финальных этапах мы готовим презентацию, представляем коллективу предприятия материал исследований сжато, в виде диаграмм, схем, конкретных результатов, метрик. Конечно, очень приятно видеть горящие глаза ведущих специалистов, которые тут же на совещании прямо при нас начинают обсуждать полученную информацию. Благодарят нас за то, что нашли причину возможной проблемы и все объяснили. Приносим реальную пользу предприятию.
— Ваш сын уже рисует ученых?
— Ему только два года, и то, что он рисует, на ученых пока мало похоже. Но кубики складывает и конструктором интересуется. И да, порой ход его мыслей вызывает родительский восторг.
— Хотите, чтобы пошел по вашим стопам?
— Неволить не буду. Моя задача — показать ему, что существует наука и что ученым быть интересно. А дальше — за ним выбор. Надеюсь, он будет правильный.