Капитанам приходится сталкиваться с непредсказуемым поведением судна в штормовых условиях. Основная проблема - резонансная качка, когда колебания корпуса судна синхронизируются с волнами, что приводит к резкому увеличению амплитуды раскачивания и угрозе потери устойчивости.
В настоящее время нет быстрого и надёжного способа определить, как изменить курс и скорость судна, чтобы избежать резонансной качки. Существующие методы требуют слишком много времени для анализа ситуации, что может оказаться критичным во время шторма.
Учёные СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и РАН предложили инновационное решение этой проблемы. Они разработали алгоритм, который позволит автоматически определить безопасный курс и скорость судна в штормовых условиях, исключая резонансную качку как по бортовой, так и по килевой оси.
Алгоритм использует данные о состоянии моря, получаемые с помощью систем мониторинга, и характеристики судна (загруженность, геометрические параметры, предельные значения качки по крену и дифференту).
Внедрение этого алгоритма в бортовое вычислительное устройство позволит автоматизировать процесс принятия решений судоводителем в штормовых условиях. Это значительно повысит безопасность судоходства и снизит риски нештатных ситуаций во время штормов.
Новая разработка представляет собой значительный шаг вперёд в обеспечении безопасности судоходства. Она может стать ключевым инструментом для снижения рисков в обстоятельствах неблагоприятных погодных условий и сохранения жизни и имущества на море.