> Артур Дыдров: «Меня волнует поиск самого себя» - Аргументы Недели. Челябинск

//Наука 13+

Артур Дыдров: «Меня волнует поиск самого себя»

24 июля 2024, 10:20 [«Аргументы Недели. Челябинск», Татьяна СТРОГАНОВА ]

Фото из архива Артура Дыдрова

Окончание, начало здесь, продолжение здесь

В этот раз все пошло не так. Я намеренно не готовилась к встрече с героем. Все мы знаем, что философы — люди странные, с парадоксальным мышлением. Все равно по схеме не получится. Вот и решилась на эксперимент — интервью-экспромт. В итоге разговор вышел разновекторный и с неожиданными признаниями. Профессор Артур Дыдров поделился своими мыслями о бессмертии, интернет-зависимости, искусственном интеллекте, человеке будущего и философском подходе к жизни.

Справка «АН»:

Артур Александрович Дыдров, профессор кафедр философии ЮУрГУ и ЧелГУ, доктор философских наук. Окончил ЧГПУ. С 2007 по 2011 год работал учителем истории и обществознания. Учился в аспирантуре ЧГАКИ, тема кандидатской диссертации   «Человек будущего в утопиях и дистопиях: философско-антропологическая интерпретация».  В 2021 году стал доктором философских наук, защитив диссертацию на тему «Человек будущего в контексте инновационных стратегий». Сфера научных интересов — мифология технологий, исследование Интернета, реакции общества и человека на инновации.

- Артур Александрович, а вы верите в то, что философы — странные люди? Обидно для вас такое распространенное мнение?

- С пониманием отношусь (смеется). Это мнение бытует порой даже среди субъектов ближнего круга. Собственная мать никогда не понимала, чем я занимаюсь. И это не критика человека. На самом деле так и есть. Супруга, кстати, тоже недавно докторскую диссертацию по философии защитила. Работаем вместе на кафедре в ЮУрГУ.

- Тогда продолжите фразу: когда два философа постоянно вместе и дома, и на работе…

- ...Всегда находится возможность решения того или иного вопроса посредством диалога. Не говоря уже об обсуждении в границах профессиональной сферы. Часто это касается помощи аспирантам, диссертантам. Некогда мы и сами были такими, а теперь наступило время помогать другим по мере возможности. Решения, которые находим вместе, всегда фактурнее.

- Действительно повезло с полным экзистенциальным совпадением или вы так ответили, потому что… жена прочитает?

- Вы застали меня врасплох... Да, разумеется, второе. К сожалению, она обучена грамоте.

 

Человек будущего

- В числе ваших научных интересов философская антропология. Это  что?

- Это максимально общая концептуальная рамка для понимания человека. То есть не исследование конкретных его физиологических особенностей, генезиса, биологии, а попытка выявить максимально общее, что в принципе, с одной стороны, характеризовало бы уникальность человека в сравнении с животными или растениями,  допустим,  а с другой стороны — указывало бы  на его место в мире.

- Образ будущего человека можете описать?

- Мне кажется, никто вам вменяемо на этот вопрос не ответит.

- Но вы же исследуете эту тему со студенчества!

- Исследовать-то исследую, но все мы так или иначе заложники различных дискурсов. Я бы не разделял западный трансгуманизм и российский. Тем более, что сегодня все больше говорят о слиянии человека с технологиями. Экзоскелеты, биороботы… Но меня заботит, скорее, даже не проблема физического человекомашинного слияния, а  поиск самого себя. Чем я, собственно, буду заниматься в условиях искусственных интеллектуальных систем и повальных нейросетевых технологий?..

- Понятно чем. Можно творчеством заниматься. Можно опять же философствовать с утра до ночи… «Вкалывают роботы, счастлив человек».

- А вот будет ли он счастлив – большой экзистенциальный вопрос… Как расходовать огромное количество свободного времени? Уже сейчас, когда мы просыпаемся утром, первое телодвижение – разумеется, взять телефон. Далее происходит пресловутый процесс скроллинга: читаешь новости, проматываешь сетевые ленты, смотришь, у кого что происходит.

Все это такие микровспышки, по сути, микрособытия. Здесь лайк поставил, тут комментарий прочитал или написал... Но творчество ли это? В классические парадигмы познавательных процессов это явно не вписывается. Я познаю с какой-то целью, у меня инструментарий имеется,  примерно рассчитываю на какие-то результаты. Ничего этого у наших повседневных интернетпрактик нет. Просто проводим  время. Или — еще хуже — его убиваем.

- Каждый может взять в руки кисточку и начать писать картины. Стихи сочинять, крестиком вышивать… — да мало ли?!.

- Не будем переоценивать. Может не каждый. По своей маме даже сужу, уж простите, что сегодня о каких-то личных вещах говорю. Она пенсионерка, и дефицита времени уж точно нет. Вопрос в том, как человек его проводит. Как правило, фигурирует телевизор: канал про аномальные явления либо Леонид Каневский, рассказывающий о советских преступлениях. Невольно задумываешься: «А ведь и я не выхожу за пределы своего повседневного набора практик…». Становится грустно. Вот так не хотелось бы, конечно, свои бесконечные свободные дни проводить…

- Но, может быть, это и нормально? Невозможно объять необъятное. Только Леонардо да Винчи такое удавалось...

- Однако, согласитесь, общей дефиниции нет. А творчество — это все-таки выход за какие-то смысловые или логические пределы, попытка создать что-то новое или хотя бы в старом что-то новое увидеть.

 

Польза или вред

- Искусственный интеллект вас в какой части интересует в плане исследований?

- В части мифологизации, реакций на него обычного человека. Поиск семантических связей, просмотр статистики, хэштегов контента об искусственном интеллекте, — это тоже дело очень интересное. К слову, один из наиболее популярных запросов в браузере — «искусственный интеллект убьет». Люди боятся того, чего не понимают.

…Знаете, когда в 2021 году была получена степень доктора наук, я всерьез опасался выгорания. Беспокоил и вопрос посерьезнее: а что дальше? Но отдохнул после защиты (а это всегда утомительный и во многом формализованный процесс), осмотрелся, обнаружил на полке стопочку непрочитанных книг, зашел в Интернет, «посерфил» информацию и понял, что вокруг море интересного, нужно только уметь разглядеть. Как и вне сетевых реалий, в Интернете тоже есть свои «микроорганизмы» — теги, картинки, мемы, шорт сториз... Сколько любопытного! С этой мыслью погрузился в новые исследования.

А недавно и вовсе совершил открытие. Когда сам что-то проживаешь, происходит деформация восприятия времени. Рассказывая о чем-то студентам на лекции, произнес: «Ну вы же помните, это был 2004 год…». Тишина зависла в аудитории… Потом одна девочка говорит: «Так мы ведь только родились…» А для моего поколения это как будто вчера было.

- А что такое «обывательские пропозиции»?

- Ой, вы что-то страшное произносите. Откуда это?

- Да, собственно… из официального списка ваших научных интересов.

- Ну это то, что привлекает внимание обывателей. Пропозиция – некое утверждение, тезис. Допустим, «искусственный интеллект — зло». Людям интересно поговорить об этом, страшилки какие-то рассказать. Наша кафедра в ЮУрГУ разработала проект лаборатории кампуса мирового уровня «Цифровая антропология и социальные исследования». Думаю, будет интересно.

- У науки под названием «философия» светлое будущее?

- Убежден, что философия на правах полноценного участника формирует концепцию smart-университета. Очень радует, что сегодня намечаются реальные подвижки в оптимизации философского знания. Оно тоже претендует на грантовую поддержку и участвует в важных проектах. Курс по философии есть у каждой специальности, какой бы далекой от философии она не была. Особенно важна философия в контексте междисциплинарности. Без концепта что-то изобрести, а тем более запустить сложные процессы, очень трудно. Ну вот технология вроде как разработана, процесс запустили, а понимания, ради чего все это, как это обществу поможет или вообще навредит, может и не быть. И тогда получается на выходе…

- …Навредит?

- Возможно. Поэтому мы с аспирантами часто говорим об этике. Это, собственно, уже не столько философия, сколько морально-нравственные устои жизни, общества. Нам интересно, готовы ли они еще и за технологическую сторону дела заглянуть? Как выясняется, не все готовы пока об этом даже что-то сказать. Очень бы хотелось, чтобы такая готовность формировалась.

- И в заключение, Артур Александрович, дайте рекомендацию. Как выработать философский подход к жизни? И надо ли это?..

- Отвечу названием труда средневекового автора Пьера Абеляра  —"Да и нет". "Нет", потому что время быстрых скоростных решений не требует остановок и осмысливания (на это сетовали еще в середине прошлого века), да и о многих процессах лучше лишний раз не задумываться. "Да", потому что ты сам требовательнее к себе становишься, а не к другим. Пресловутое "начни с себя" — не такая уж глупая мысль.

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте