Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Все → Наука 13+

Благодаря чему российская наука научилась «выжимать» нефть и многое другое

, 21:27

Благодаря чему российская наука научилась «выжимать» нефть и многое другое

 На каком топливе будут ездить автомобили будущего и какие наноматериалы скоро появятся в России -  в интервью «Аргументам недели» рассказал российский учёный, специалист в области химической физики, кристаллохимии, химии твёрдого тела и квантовой химии, доктор химических наук, академик РАН Сергей Михайлович Алдошин.

 

«Чёрное крыло» и «белое волокно»

 

– Стекловолокно – вчерашний день. А вот углеволокно – день сегодняшний. Изделия, в том числе для авиации, делаются именно из него. Технология получения углеволокна весьма сложная. Она была в своё время создана именно в Советском Союзе и благополучно потеряна в случившееся потом безвременье. Нам сейчас предстоит её воссоздать.

В стране есть программа малотоннажной химии. Это создание новых веществ и материалов, которые нужны в небольшом количестве. И здесь проблема в том, что многие вещества и технологии их получения также потеряны. Для технологической независимости нашей страны программа малотоннажной химии должна обеспечить получение новых «умных» материалов.

Например, это материал для микроэлектроники, которая является одной из главных областей технологии, нужной стране. Без подъёма микротехнологий мы дальше двигаться не сможем. Для этого направления нужны фоторезисторы, кислотные катализаторы, подложки, различные добавки.

Ещё одно из научных направлений, тоже связанное с микроэлектроникой - это изучение магнитных систем. Магнитные диски для записи информации – давно известная всем вещь. Но сейчас стоит задача увеличить плотность записи. Это направление перспективно для создания квантовых компьютеров.

 

Аддитивные технологии

 

– Предположим, нам нужно получить какое-то изделие. На компьютере делается дизайн изделия, которое нам нужно, а затем из ультрадисперсного порошка, который спекается под влиянием внешнего воздействия, изготавливается необходимая структура, которую потом не нужно обрабатывать. Достаточно слегка отшлифовать, и она сразу готова к применению.

Всероссийский институт авиационных материалов много занимается аддитивными технологиями. Самые сложные лопатки для турбин самолётных двигателей они изготавливают именно таким способом. Это образчик «умных технологий». Но для этого нужно уметь делать математические модели тех изделий, которые нам нужны.

 

Выжимаем нефть «досуха»

– Глубина переработки нефти – это очень важный вопрос. Академик Хаджиев со своим учеником Антоном Львовичем Максимовым создали технологию гидроконверсии, которая позволяет увеличить глубину переработки нефти до 95–96%. Эта технология сейчас внедряется в «Татнефти». Там построена укрупнённая установка по переработке гудрона, основанная на нанокатализаторах, которые готовятся прямо в реакторе. Кстати, оставшиеся 4–5% также можно переработать.

 К сожалению, процесс внедрения технологии гидроконверсии идёт непросто и медленно. Этой технологией очень активно интересовались американцы.

Подробнее:

Академик РАН Сергей Алдошин: Вернуть утраченные технологии – главная задача - Аргументы Недели (argumenti.ru)

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram