Аргументы Недели → Наука 13+

Ученые предложили инновационный подход к анализу транспорта магмы в земной коре

, 06:43 Источник: Научная Россия

Исследователи обнаружили, что извержения Безымянного вулкана на Камчатке происходят в результате поступления магмы из Ключевского вулкана в его очаги. Этот вывод был сделан после анализа 3D-модели транспорта магмы между этими вулканами на основе сейсмических данных.

Ключевская группа, находящаяся на севере полуострова Камчатка, является крупнейшим семейством вулканов на этой территории. Она включает несколько активных вулканов, таких как Ключевской, Безымянный, Крестовский, Ушковский и Плоский Толбачик. Ключевской вулкан является самой высокой вершиной не только на Камчатке, но и во всей Евразии. Его возраст составляет около семи тысяч лет, и он считается одним из самых активных вулканов в мире.

Безымянный вулкан, который находится в 12 километрах к югу от Ключевского, также является очень активным. Он стал известен после катастрофического извержения в 1956 году, которое нарушило его относительный покой, продолжавшийся 2,5 тысячи лет.

Ученые из Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском предложили новый подход к анализу транспорта магмы в земной коре на основе метода Frac-Digger, который позволяет обнаруживать инжекции магмы внутри вулкана с помощью синхронизированных с ними плоско-ориентированных гипоцентров землетрясений.

В ходе исследования были использованы сейсмологические данные Камчатского филиала Федерального исследовательского центра Единой геофизической службы РАН в Петропавловске-Камчатском за период с 2000 по 2020 год.

Ученые выяснили, что в 10 случаях из 17 начало извержения Безымянного вулкана было вызвано магмой, поступившей из магматического очага Ключевского вулкана с глубины 25–35 километров. В остальных случаях извержения Безымянного обусловлены магмой из приповерхностного магматического очага Ключевского, глубина которого не превышает 3 километров.

«Нам удалось проследить процессы транспорта магматического вещества в земной коре на основе различных методов, в том числе Frac-Digger сейсмотомографии, петрологических и ИК-спутниковых данных. Эти подходы мы применили для анализа 17 извержений вулкана Безымянный в 2000–2020 годах, запитанных из магматической системы Ключевского вулкана», - заключил руководитель проекта, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Кирюхин.