Аргументы Недели → Наука 13+

Российский биолог открыл новый род растений во Вьетнаме

, 03:45 Источник: Научная Россия

Международная группа ученых при участии сотрудника биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова провела исследование и описала новый вид растений под названием Heliacria maritima из семейства губоцветные. Этот вид представляет собой древесную лиану, достигающую длины до 5 метров, и обитает в прибрежных лесах южного Вьетнама.

Основной материал для исследования был собран ведущим научным сотрудником кафедры высших растений Максимом Нуралиевым в ходе экспедиции, организованной Совместным Российско-Вьетнамским тропическим научно-исследовательским и технологическим центром.

Согласно словам российского эксперта, в данном исследовании ученые составили подробное описание морфологии нового вида на основе собранного материала и определили его место в системе семейства губоцветные.

Нуралиев также отметил, что в ближайшее время будут опубликованы результаты молекулярно-генетических анализов, которые уточнят выводы, сделанные на основе морфологических признаков.

Исходя из морфологического сходства и пока неопубликованного филогеномного анализа, авторы работы отнесли новый вид к подсемейству шлемниковые. В это подсемейство входят пять родов, включая шлемник, который широко распространен и произрастает даже в средней полосе России, а остальные являются экзотическими тропическими растениями.

Новый вид отличается от других родов подсемейства своей лозообразной формой жизни, крупными цветками с белоснежными лепестками и плодами, у которых на верхушке радиально расположены бугорки. Название рода Heliacria отражает необычную форму поверхности плода и происходит от греческих слов «ήλιος» - солнце и «άκρος» - верхушка. Если посмотреть на верхушку плода, она действительно напоминает пиктограмму солнца с лучиками.

Ученые обнаружили новый вид в четырех провинциях южного Вьетнама. Он встречается в схожих экотопах, в засушливых прибрежных лесах. Из-за широкого ареала распространения и отсутствия угроз для мест обитания этого вида, ученые присвоили ему статус «Наименее угрожаемый» в соответствии с категориями и критериями Красной книги МСОП.