Аргументы Недели. Воронеж → Наука 13+

Наука, которую должен знать каждый ученый

Наука, которую должен знать каждый ученый

Независимо от того, какую область науки аспирант или академик изучают, каждый, чтобы считаться большим ученым, должен в совершенстве владеть еще одной научной дисциплиной – наукометрией.

Естественно, что и у самого ученого, и у структур, выделяющих финансовые ресурсы на научную деятельность (государство, частные фонды, бизнес) возникает вопрос – перспективно ли направление, в котором ведутся исследования, будет ли результат? Но что такое «результат» в науке? Как оценить эффективность работы ученого? Что можно и (или) зачем сравнивать?

Значительная часть российских ученых считают наукометрию новомодным явлением, которое активно внедряется «администраторами от науки». Но это не так. Первые попытки использовать данные о публикациях для оценки научной деятельности были предприняты еще в XIX веке, когда было предложено использовать количество научных публикаций для оценки известности ученого. Уже тогда это предложение было воспринято с известным скепсисом, поскольку никак не учитывалось качество научных статей. Для поиска информации в 1867 году появились первые тома каталога научных статей (Catalogue of Scientific Papers). В последствии это дало возможность анализировать статистику по публикациям.

Термин - «Наукометрия» - появился в середине XX века, его ввёл в оборот советский статистик В.В.Налимов. Именно это понятие в английском варианте – «Scientometrics» – с тех пор является основным для обозначения исследований о процессах организации научной коммуникации, научного сотрудничества, трендах развития науки, основанных на анализе данных о публикациях, а также о грантах и патентах. Источник наукометрии – библиографические ссылки и публикации.

Выявление лидеров по количеству публикаций и их цитированию широко используется во всем мире для оценки научной деятельности, но при этом далеко не всегда учитываются многие важные аспекты, что в результате нередко приводит к ошибкам в оценке научной деятельности как организаций, так и ученых.

Деятельность любого учёного невозможна без публикаций в научных журналах - в научном мире взаимодействие между учеными, организациями, странами построено на публикациях. «Эффективность» работы исследователя напрямую зависит от количества публикаций  и количества цитирований этих публикаций.
На сегодняшний день в России около 6000 журналов позиционируют себя как «научные». ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России) включила в Перечень научных изданий, рекомендованных ВАК для размещения научных статей, 2700 журналов. Российская Академия наук издает 160 журналов.

Что сегодня происходит на рынке публикационных изданий, о проблемах научных изданий РАН, в интервью рассказал советский и российский физик, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, главный редактор научного «Журнала технической физики» Андрей Георгиевич Забродский.

Российские научные журналы попали под контроль гражданина из США - Аргументы Недели (argumenti.ru)