Аргументы Недели. Урал → Наука 13+

«Есть ли жизнь на Марсе?...»

, 08:01

«Есть ли жизнь на Марсе?...»

Продолжение этой фразы знает каждый, кто смотрел комедию «Карнавальная ночь». Но у ученых есть своя версия продолжения.

Своим видением, чем привлекает эта планета, о ближайших, и не очень, планах исследования космического пространства поделился академик РАН, специалист в области физики космической плазмы, научный руководитель Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, профессор Лев Матвеевич Зеленый.

Академик считает, что жизнь в разных условиях может принимать необычные, непривычные нам формы - «Мы вообще толком не знаем, что такое жизнь и почему она обязательно должна быть в привычной нам белковой форме. Может быть, при высоких температурах организация молекул имеет другие основы. Ведь жизнь – это самоорганизация».

Человечество мечтает встретить в космосе братьев по разуму или хоть что-то живое, пусть даже не очень разумное. Фантасты, начиная с Уэллса и Брэдбери, заселили Марс целыми колониями марсиан. Действительно, Марс – ближайшая «запасная» планета для человечества, всегда привлекал большое внимание. Советский Союз имел мощную планетную программу, её отцы-основатели – Сергей Павлович Королёв, Мстислав Всеволодович Келдыш – много думали о Марсе. Первая мягкая посадка на Марс была сделана в 1971 году советским аппаратом «Марс-3». Он прожил совсем недолго, но успел передать сигналы с планеты. Потом Марс активно исследовали американские коллеги. Сейчас китайское космическое агентство сделало прекрасные проекты.

И мы сейчас начинаем думать о новом российском проекте, чтобы снова вернуться к Марсу.

А сегодня главная задача по планетному направлению – это наша венерианская экспедиция «Венера-Д». Это, конечно, не в ближайшее время, это планы на конец десятилетия.

Венера, несмотря на экстремальные условия на своей поверхности, тоже очень интересна, в том числе и с астробиологической точки зрения. То есть с целью поиска жизни.

В Советском Союзе очень много было сделано в направлении исследований Венеры, чего не делал вообще никто.Наши аппараты, исследовав Венеру, установили, что там огромное давление, доходящее до 100 атмосфер. Сначала этого не знали, поэтому первые аппараты не добирались до поверхности планеты, их раздавливало этим давлением. Кроме этого, температура на поверхности в районе 500 градусов Цельсия. Но несмотря на все это, есть признаки, что в венерианских облаках может существовать микробная жизнь. Некоторые учёные считают, что даже в таких экстремальных условиях, какие сложились на Венере, может существовать неизвестная нам форма жизни и на поверхности планеты. Здесь очень много загадок, и Венера представляет большой интерес для поиска ответов на них. На Марсе мы ожидаем найти формы жизни, близкие к земным, потому что он в общем-то похож на Землю, просто условия более суровые. А на Венере, если мы что-то найдём, то это будет что-то совсем неожиданное.

Самоорганизация вещества в разумную форму, как это произошло на Земле, может происходить и при других условиях. Это не обязательно белковые структуры, вода и углерод, на которых основана наша жизнь. На Венере это может быть азот или флюид углекислого газа. То есть я верю в жизнь в непривычных для нас формах. И я надеюсь, что что-то необычное мы можем встретить именно на Венере. Мы готовим для нашей экспедиции на Венеру высококачественные телевизионные системы, и, если на этой планете что-то происходит, то мы это обязательно увидим.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram