Во время Великой Отечественной войны на территорию ЦАГИ не упала ни одна бомба. Люфтваффе запретили совершать налёты на ЦАГИ, германским авиастроительным структурам было важно сохранить для себя, для своих целей и задач этот бриллиант в короне советской науки. Чисто немецкий практицизм – им казалось, что фашистские войска вот-вот возьмут Москву, а там и до сегодняшнего Жуковского, бывшего Стаханова, – рукой подать. И самые лучшие в мире аэродинамические трубы, лаборатории, стенды, результаты прикладных и фундаментальных исследований института встанут на службу Третьему рейху. К счастью, история и героический советский народ этого варианта развития событий не допустили.
Построенные к 1939 г. циклопические аэродинамические трубы остаются уникальными сооружениями по сей день. Дозвуковая аэродинамическая труба Т-101 была самой большой в мире, рабочая часть эллиптического сечения – 24х14 метров. Сегодня она самая большая в Европе. В первой половине прошлого века её размеры позволяли продувать не модели летательных аппаратов, а настоящие, полноразмерные самолёты, те же истребители и бомбардировщики времён Второй мировой. Позже пришлось всё же заняться уменьшенными копиями, самолёты сильно подросли в размерах.
Благодаря экспериментальной базе ЦАГИ, продувкам моделей на флаттер, штопор, критические углы атаки, срыв потока опытные самолёты и вертолёты выкатывают из цехов авиазаводов и поднимают в небо практически без переделок. А пилоты заранее представляют себе поведение машин в небе.
Сегодня Институт уверенно встречает своё 105-летие. Когда-то в ЦАГИ было около 15 тысяч сотрудников, но реформы и оптимизации недавнего прошлого заметно сократили кадровый состав. Сейчас «Народу стало меньше, а работы заметно прибавилось, приходится пахать за семерых».
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».