Аргументы Недели → Наука № 50(845) от 21 декабря 2022 13+

Академик Алексей Розанов: Прекрасные женщины из космоса к нам не прилетят

, 18:09 , Главный редактор АН

Академик Алексей Розанов: Прекрасные женщины из космоса к нам не прилетят

Откуда на Земле завелась жизнь? Самозародилась она в глубинах Мирового океана, залетела из бескрайнего космоса верхом на ледяных кометах или нашу планету засеяли спорами жизни неведомые Инженеры? Океан ли наша колыбель или, наоборот, земные организмы покорили морские бездны? Может ли космическая зараза угрожать человечеству и кто нас оберегает от этой напасти? Как умные динозавры догадались, что пора начинать вымирать, за 15 млн лет до того, как их якобы убила комета? На эти и другие вопросы главного редактора «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА отвечает академик РАН, бывший директор Палеонтологического института, специалист в области биологии, геологии, палеонтологии, астробиологии и бактериальной палеонтологии Алексей РОЗАНОВ.

Верхом на комете

– Насколько велика вероятность того, что жизнь зародилась не на Земле, а была привнесена откуда-то из космоса?

– Вероятность этого достаточно велика. Другое дело, что выглядело это несколько иначе. Некто Бартоломей Надь и его напарник Клаус ещё в первой трети прошлого века написали на эту тему огромную книгу в 750 страниц. Если бы я её вовремя прочитал, то вообще бы не стал заниматься астробиологией, потому что они всё придумали до нас. Единственное, они всё это описали на том уровне, на котором позволял тогдашний инструментарий. Астрономы, которые не могли пережить того факта, что жизнь появилась из космоса, организовали настоящую травлю Бартоломея и его товарища.

– Так что насчёт жизни, принесённой на Землю с метеоритами?

– В 1993-м, кажется, году доктор Дэвид Маккей из НАСА опубликовал результаты исследования антарктического метеорита. Считается, что он попал к нам с Марса. А наш любопытный сотрудник постоянно совал под микроскоп всякую ерунду вроде грифеля от карандаша и прочего мусора, за что я его неоднократно ругал. В очередной раз он засунул туда метеорит. И обнаружил в нём окаменевшие водоросли. Мы написали об этом статью, которую никто не хотел публиковать, потому что до нас тоже уже дошла волна негатива по отношению к попыткам найти жизнь в метеоритах. И эта статья лежала у меня на столе целый год. И только наш великий учёный Николай Павлович Лавёров устроил так, что эта статья вышла. И это совпало по времени с публикацией Дэвида Маккея. Только после этого наша наука, астробиология, начала приобретать некое право гражданства. В журнале «Итоги» вышла моя статья по поводу моего же доклада на президиуме Академии наук, и в это время Билл Клинтон выделяет НАСА 16 миллиардов долларов на поиски жизни на Марсе. А я получил от академии разрешение нанять ещё шесть человек, но деньги должен был искать внутри института.

– Но как жизнь могла добраться до Земли на метеорите, если в космосе практически абсолютный ноль, жёсткое излучение. Там ничто не может выжить. Как же могло случиться «осеменение» Земли?

– Никакая жизнь с метеоритами не переносилась. Мне приписывают эту теорию, но я не говорил ничего подобного. В метеоритах к нам попадали только уже окаменевшие остатки. Как они туда попали – это уже другой вопрос. Сторонники панспермии – теории «оплодотворения» Земли из космоса – оправдывают возможность такого опыления тем, что метеориты, проходя через земную атмосферу, раскаляются и тем могут вызвать к жизни заледеневшие в них частицы жизни. Ничего подобного. Раскаляется только тонкая внешняя оболочка метеоритов, а всё, что у него внутри, остаётся холодным.

– Но зато микроорганизмы не сгорят. А оттают и оживут, как лягушка, которая во льду зимует.

– А мамонт, который уже в камень превратился, оживёт? Или найдите на пляже ракушку и оживите её. Не получится. Она давно мёртвая. Грей её, не грей, она обратно из своей раковины не вылезет. Нет, это всё фантастика. Камень обратно живым не станет.

– То есть метеориты жизнь на Землю занести не могли. Если только это не сделали другие разумные существа.

– Всё гораздо проще. Дело в том, что на Землю попадали не только каменные метеориты, но и ледяные кометы. А в ледяных кометах могло сохраниться что угодно. 4 миллиарда лет назад случилась большая метеоритная бомбардировка. И вот в этот период на Землю ледяными кометами было принесено, вероятно, очень многое. Плюс Земля уже начинала остывать, и образовались уже более серьёзные бассейны. Это ещё не океаны, но до них оставалось совсем немного. Но мы установили ещё один важный момент. Во всех учебниках можно прочитать, что жизнь зародилась в океане и из него вышла на сушу. Так вот это совершенно неверно.

– Как это? Известно же, что при ударе молний в океан, в воде из микроэлементов образовывались более сложные элементы, кислоты, из которых потом могли образоваться органические соединения, давшие старт зарождению жизни.

– Когда на Земле появилось достаточное количество воды, жизнь уже имела такой уровень организации, что никаких молний уже не требовалось.

– То есть к моменту появления океанов Земля уже была заселена? Чем?

– Амёбами и прочими простейшими организмами. Хотя амёба не такой уж и простой организм. У неё уже есть ядро. То есть она не просто живёт, она размножается. Это уже высокоорганизованные организмы. Они жили в огромных озёрах и даже морях, образовавшихся из-за массированной бомбардировки Земли ледяными кометами.

– Палеонтологи изучают то, что можно потрогать руками.

– А мы изучаем то, что можем увидеть в электронный микроскоп. Мы изучаем организмы микронной размерности. А поскольку электронный микроскоп появился недавно, то и наука наша достаточно молода по сравнению с обычной палеонтологией. Палеонтологический бум, случившийся перед Второй мировой войной, связан с развитием микропалеонтологии. Ещё не бактериальной, но уже изучавшей то, что руками потрогать было трудно. Предмет её изучения имел миллиметровую размерность. На тот момент все полагали, что до кембрийского периода на Земле ничего не было. Но появился электронный микроскоп, позволивший нам увидеть ранее невидимое, и мы поняли, что всё это ерунда. И в докембрии на Земле водилась чёртова прорва всякого разного.

Космическая чума

– Вы сказали, что жизнь не пришла из океана, а ушла туда. Но даже у человеческого эмбриона в первой фазе его развития есть жабры. Он повторяет эволюционный путь от клетки до человека, и жабры у него есть на ранней стадии развития. Получается, мы всё же вышли из воды?

– Это говорит о том, что наши далёкие предки вышли из воды, когда на Земле были уже огромные бассейны. Из океана на сушу выходили водоросли, которые стали растениями. Но, до того как образовались океаны, на Земле была поверхность без воды. Она растрескивалась под лучами солнца, под дождями, под ударами метеоритов и комет. И в этих трещинах, в песочке, в мокрой глине, во всей этой дряни жили разные гады. Но океанов-то ещё не было! Жизнь появилась не в океанах. И она даже не пришла в океан. Это океан пришёл туда, где уже была жизнь. А потом туда прилетело дополнительно.

– Из космоса?

– Ну да. И до сих пор прилетает. Знаете, сколько на Землю попадает космической пыли? 400 тонн в сутки! Чего там в этом мусоре только нет!

– Какова вероятность того, что с этим мусором прилетит к нам что-то такое, что разом положит конец всему живому на Земле?

– Опасаться нечего. Представьте, что на Землю прилетел кусок льда размером с кулак, в котором пряталась какая-то совсем уж гадостная гадость, от которой для нас нет спасения. Куда она попадёт?

– Куда?

– В огромнейшее сообщество своих сородичей-микроорганизмов, счастливо живущих на Земле и вовсе не горящих желанием умирать. Они этой гадости просто не позволят распространиться и нарушить баланс. И расклад сил явно не в пользу пришельца – их там в комете жалкий миллион, а против них целая планета, триллионы триллионов. До человека дело просто даже не дойдёт, если только этот кусок льда не попадёт кому-нибудь прямо в голову. Все эпидемии на Земле побеждаются теми организмами, что тут уже живут. Пришельцы-конкуренты им на фиг не нужны. Когда врачи и эпидемиологи говорят, что они победили какую-то очередную эпидемию, это не совсем правда. Они, разумеется, помогают в этом процессе. Но основную работу делают не они, а микроорганизмы-земляне.

– В процессе вашей работы и изучения древних артефактов вы встречали следы каких-то катаклизмов и катастроф, которые происходили на Земле?

– Естественно.

– В чём они заключаются?

– Один американский учёный построил кривые, показывающие, что разнообразие живых организмов на Земле имеет свои взлёты и спады. Одни вымирали, им на смену приходили другие. И причины этого точно не известны. Всяких фантастических гипотез имеется множество. Альварес считал, что динозавры вымерли из-за падения огромного болида и случилась ядерная зима. Эта гипотеза очень популярна, но на самом деле это полная ерунда. Ничего этого не было. Если бы это было так, они бы вымерли все и разом, в течение пары лет. А на деле это вымирание растянулось на миллионы лет. Какая уж тут ядерная зима? Когда мне тыкают в нос этой теорией, я обычно отвечаю, что у нас самые умные динозавры во Вселенной. Они начали вымирать за 15 миллионов лет до того времени, где люди прочертили им границу вымирания.

Одиночество во Вселенной

– Считается, что вся Вселенная состоит из одних и тех же материалов, которые зафиксированы в знаменитой таблице Менделеева. И поскольку эти материалы образовали на Земле жизнь, то и в глубинах космоса жизнь может зародиться только в такой же форме. И если когда-нибудь к нам прилетит космический корабль с пришельцами, то они будут такими же биологическими объектами и будут похожи на нас, такие же прекрасные мужчины и женщины.

– Я был бы не против, чтобы к нам прилетели прекрасные женщины, но это, к сожалению, фантастика. И прежде всего потому, что никакого единообразия и соответствия таблице Менделеева во Вселенной не существует. Нет этого единообразия!

– Вы просто рушите основы!

– Ничего я не рушу, это всё давным-давно известно. Есть концепция Большого взрыва, которую никто ещё не опроверг. Так вот, после Большого взрыва было образовано всего несколько элементов, из которых всё живое потом и образовалось. Эти элементы называются биофильными или биогенными. Но среди них изначально не было никакого железа, урана или меди. Среди основных элементов – кислород, водород, азот и углерод. А потом уже пошла перекомбинация этих биофильных элементов. На сегодняшний день в космическом пространстве их обнаружено 200 штук. Но их будет гораздо больше по мере изучения и поисков. Потому что теоретически эта комбинаторика практически бесконечна. И только когда начали появляться звёзды, начала появляться и таблица Менделеева. Ну и потом уже за какие-то 300–500 миллионов лет образовалось всё, что мы сейчас наблюдаем.

– Но элементы-то вокруг одни и те же?

– Нет. Потому что процессы эти продолжаются, и те, которые уже произошли, произошли в разных участках Вселенной в разное время. Так что то, что где-то ещё существует другая жизнь и даже более развитая, чем у нас, я вполне допускаю, хотя пока не обнаружено ничего, что бы это подтверждало. Проблема в том, что если мы посылаем сигнал, то ответ мы можем получить не раньше чем лет через 300. Но за это время полностью поменяется технология, и не факт, что наши потомки смогут получить ответ на этот наш сигнал, потому что к тому времени нынешние технологии будут совершенно архаичны. Кто сегодня из наших учёных, которые изучают лазерную связь, сможет понять и ответить на сообщение, переданное с помощью полинезийского барабанного «телеграфа»? Для него это будет не послание, а просто бой барабана.