Окончание. Начало здесь
Профессор ЮУрГУ Юрий Рождественский установил рекорд: 21 год был деканом автотранспортного факультета. Заведующий кафедрой автомобильного транспорта, автомобилист с полувековым стажем — эксперт высокого уровня, знания энциклопедические. Интерес у него к машинам давний и глубинный. Говорит, что всё началось в далеком детстве с утраты любимой игрушки.
Справка «АН»
Юрий Владимирович Рождественский — доктор технических наук, профессор. Родился 28 июля 1949 года в Троицке Челябинской области. В 1971-м окончил ЧПИ по специальности «автомобили и тракторы». С 2000 года председатель диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. С 2000 по 2021 год — декан автотракторного (автотранспортного) факультета ЮУрГУ. С 2009-го заведует кафедрой автомобильного транспорта. Автор 180 научных, учебных и методических работ, в том числе пяти монографий. Руководитель и консультант 10 кандидатских и трех докторских диссертаций. Академик Российской академии транспорта.
Прошли годы, и в 1999 году Рождественский защитил докторскую. Хорошая получилась диссертация. С большой кипой внедрений.
— После этого встречает меня ректор Герман Платонович Вяткин и говорит: «Нам нужен декан автотракторного факультета. Сколько тебе лет?» — «Пятьдесят исполнилось». — «Староват, конечно… Ну, ничего, давай попробуй». У декана факультета Геннадия Дмитриевича Драгунова тогда заканчивался срок, и я занял эту должность на 21 год…
Летопись факультета
Первым делом Рождественский стал разбираться с историей. Нужно было ее восстановить по отрывочным сведениям, собрать полную информацию, летопись факультета. Подключил к этому делу все кафедры. Наибольший вклад внесли преподаватели В.А. Путин, Г.Д. Драгунов, Б.А. Шароглазов, В.Н. Бондарь, А.Д. Рулевский…
В 2004 году съездили в Москву на столетие Николая Духова, встретились с его вдовой, дочерью, внуками, побывали на даче, которую ему подарил Сталин, после того как дал вторую звезду Героя. А потом совместными усилиями под патронажем известного уральского литератора, выпускника факультета А.П. Моисеева написали книгу «Мы — с автотракторного факультета».
Нашли первого руководителя хора АТ-факультета — выпускника 1957 года В.М. Батракова. Сочинили гимн, возродили хор факультета, создали попечительский совет. Выяснилось, что выпускник АТ-факультета Виталий Вильчик, который уехал в Тольятти поднимать АвтоВАЗ, стал президентом и генеральным директором этого предприятия. Поехали на встречу с рукописью, предложили издать книгу. Он сразу согласился.
Знаменитых выпускников оказалось много. Все охотно помогали, финансово поддерживали проекты. Замминистра транспорта, начальники главков, директора и главные конструкторы заводов приехали на 60-летие родного факультета. И каждые пять лет стали выпускать по книжке: о Н.Л. Духове, И.Я. Трашутине, Л.Г. Анискине... К 70-летию издали экциклопедию АТ-факультета, а к 75-летию сделали ее электронную версию.
На каждый юбилей факультета приглашали выпускников, которым предоставлялась возможность показать свои работы и достижения. На университетской площади предприятия выставляли несколько десятков автомобилей, тракторов, прицепов, автокранов, двигателей. Демонстрировалась спецтехника, начиная с легендарных танков ЧТЗ. Проводили и выставки выпускников, которые стали писателями, художниками, мастерами фотографии. Совместно с Павлом Большаковым выпустили книгу о знаменитом выпускнике, основателе Челябинского фотоклуба Юрии Теуше.
— А еще мы развивали автомобильный спорт, — вспоминает Юрий Владимирович. — Начали проводить соревнования «Виртуоз руля». Потом выяснилось, что президент Федерации автомобильного спорта Челябинской области Владимир Андреевич Денисенко тоже наш выпускник. Привлекли его, и мы организовали соревнования для девушек «Автоледи», авторалли «Студент», создали Уральскую лигу дрифта. Под руководством заместителя декана Сергея Анкудинова соревнования стали проходить в разных городах Урала. Ребята получали спортивные разряды. В общей сложности с нашего факультета вышло полдюжины мастеров автомобильного спорта.
Точный прогноз
В начале 2000-х годов ректор ЮУрГУ Александр Шестаков задал новый тренд: нужно выходить на мировой уровень. Начались зарубежные поездки. Юрию Рождественскому довелось побывать на конгрессах в Японии, США, Китае, Великобритании…
— В Англии, помню, по университету была экскурсия. Вдруг смотрю — стоят какие-то автомобильчики. Оказалось, студенты находят спонсоров и своими руками собирают машины. Сразу подумал: «А почему бы нам этим не заняться?..» И начали при поддержке ректора А.Л. Шестакова и директора института учебной техники Г.И. Калягина строить болиды. Один, второй, третий… Стали участвовать в соревнованиях. Важно было, чтобы наши студенты что-то могли делать руками. И сейчас в рамках проектного обучения студенты получают практические навыки. Развиваются конструкторское направление и «Умный транспорт». Камеры на перекрестках и зданиях Челябинска, следящие за организацией дорожного движения и экологией, — это наша система. Большие базы данных, надо их обрабатывать… Очень скрупулезная работа!
— Ваш стаж вождения более 50 лет. Какой вы автомобилист?
— Да обычный, — смеется. — Конечно, когда был молодой, мог на двух колесах на мотоцикле с коляской проехать. В свое время мы со студентами построили специальный подскок для того, чтобы машина могла двигаться на двух колесах. Интересны были студентам такие трюки.
— Но вы порядочный водитель? Не нарушаете?
— И мне приходят «письма счастья». Хотя на самом деле я стараюсь ездить аккуратно.
— Вы лауреат Губернаторской премии за преподавательское мастерство. В чем оно проявляется?
— Сделали мы свой электронный учебник по теории и конструкции автомобиля. Сейчас на всех четырех курсах ребята по нашему учебнику занимаются.
— Ну, еще, наверное, какой-то особенный подход имеете к студентам?
— Двойки ставлю, — смеется.
— Вы член комиссии по безопасности движения при губернаторе…
— Власти нужна научная составляющая. Наконец-то стали ставить тросовые заграждения посередине улицы, а я долго призывал к этому. Сейчас пытаюсь доказать пользу организации дорожного движения с использованием наших интеллектуальных разработок «Умный транспорт».
— А еще… вы председатель диссертационного совета ЮУрГУ с двадцатилетним стажем.
— Во-первых, для начала его надо было создать. Ездил в Москву, убеждал — утвердили совет. У нас три научных направления на факультете, реализуемые в трех научных специальностях диссертационного совета: тепловые двигатели, колесно-гусеничные машины и машиноведение. Ежегодно защищаются от четырех до семи человек, в том числе и наши преподаватели и аспиранты.
— Вас студенты характеризуют как очень мудрого и дальновидного человека. Насколько вы дальновидны?
— Старый же уже… У каждого с возрастом есть какие-то наработки, опыт. Что-то подмечаешь, анализируешь — и прогнозируешь, понимаешь, что ждет впереди.
— Могли ли вы спрогнозировать, что будете деканом автотранспортного факультета 21 год?
— Так вышло. Я действительно оказался самым долгим и последним деканом автотранспортного факультета. Пересидел всех своих предшественников. С сентября 2021 года произошли трансформации, вместо факультета сейчас — автотранспортное направление работы Политехнического института ЮУрГУ.
— А деканом вы каким были?
— Старался быть хорошим, — улыбается Юрий Владимирович. — Развивал факультет, укреплял материальную базу, предоставлял возможности студентам для развития в разных направлениях. Когда ЮУрГУ стал национальным исследовательским университетом, кафедры кардинально обновились. Приобрели научное и учебное оборудование на сотни миллионов рублей. Создали также первую базовую производственную кафедру ЮУрГУ на площадях автокомплекса «Регинас».
— Без строгости не обходилось?
— Бывали, конечно, случаи…Но вообще я против строгости. Руководителя не должны бояться. Страх — плохое чувство. Важно уважение.
— Предскажите, что ждет автотранспортное направление ЮУрГУ?
— Могу точно сказать, что его ждет омоложение. И это здорово! Молодость — наша сила! У молодых мозги лучше работают. А у меня теперь появилась возможность больше времени уделять науке. Много работы впереди, в том числе по гранту программы «Приоритет-2030», который выиграл наш университет.