Аргументы Недели → Наука 13+

На дне Ладожского озера обнаружены следы мощных землетрясений

На дне Ладожского озера обнаружены следы мощных землетрясений

Ладожское озеро, расположенное на территории Карелии и Ленинградской области, является крупнейшим пресноводным водоемом в Европе (площадь – около 18 тыс. кв. км). В озеро впадают около 40 рек, из него берет начало река Нева, а по берегам водоема расположено множество поселений и городов, таких как Приозерск, Шлиссельбург и Сортавала. Эта акватория служит важной водной магистралью на Северо-Западе России, поэтому Ладожское озеро является объектом многолетних исследований для ученых различных направлений. Несмотря на значительный объем уже накопленного материала по изучению озера, появление новых методов и инструментов часто приводит к обнаружению дополнительных данных об этом водоеме.

Гидрологи Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ) РАН впервые обнаружили практически вертикальные 100-метровые уступы (разломы) на дне Ладожского озера, характер и возраст которых могут свидетельствовать о том, что в течение последних 12 тыс. лет на этой территории происходили мощные землетрясения. Результаты исследования открывают возможность для значительного уточнения представлений ученых о землетрясениях на территории Ладожского озера, которое сейчас считается сейсмически спокойным районом.

Изучение уступов было проведено в ходе экспедиций на исследовательских судах Карельского научного центра РАН. Объекты сосредоточены в северной части водоема. Они представляют собой разломы шириной в несколько метров и глубиной от 70 до 100 метров. Такой рельеф характерен для мест, пострадавших от землетрясений высокой интенсивности. Уступы не имеют следов обработки ледником, который «ушел» с территории озера 12 тыс. лет назад, а значит, данные разломы появились в современную геологическую эпоху и могут быть активными.

По мнению ученых, вся тектоника Ладожского озера должна быть переосмыслена на предмет того, несут ли данные разломы опасность или нет. Имеются в виду не только мониторинг и прогнозирование сильных землетрясений и их последствий. Например, через такие уступы из внутренних слоев Земли могут поступать различные опасные вещества, такие как ртуть.