Аргументы Недели. Челябинск → Наука 13+

Феномен времени. Ученые ищут объяснение

Феномен времени. Ученые ищут объяснение
Игорь Клебанов

Сколько времени? Этот вопрос у нас возникает много раз в день. С ответом приходит понимание, успеваем или не успеваем, и мы принимаем целый ряд решений. Иногда дорожим минутами, а порой убиваем время. И в целом нам с одной из главных мер жизни все понятно. Но вот когда пытаешься погрузиться в глубины этого явления, получается, что непонятно ничего.

Что мы знаем о времени и чего мы о нем не узнаем никогда? О феномене, который влияет на каждый аспект нашей жизни, рассуждает доцент и старший научный сотрудник кафедры системного программирования Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ, кандидат физико-математических наук Игорь Клебанов.

Из досье

Игорь Иосифович Клебанов — выпускник ЧГПИ. Автор фундаментальных работ в области нелинейной математической физики, опубликованных в высокорейтинговых научных журналах. Автор и ведущий научно-популярной образовательной программы «ЮУрГУ-ТВ. Золотое сечение». Энциклопедист. Увлекается философией, литературой, театром. Скульптор-любитель. Женат, есть сын.

Туманное понятие

— Время — это понятие философии или физики?

— …Вспоминаю слова философа IV века Августина Аврелия. Он говорил: «Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься — и вот я уже не знаю, что такое время». Отсюда следует, что время можно рассматривать как с позиции физики, так и с позиции философии. А также — психологии, литературоведения и так далее. Конечно, у физиков более четкое понимание времени, нежели у философов. Но у первых это понятие сводится к определенной математической модели, которая называется «числовая прямая». Кроме того, физики понимают, что осмысленно говорить о времени можно, только когда мы имеем в виду какую-то измерительную процедуру. А в философии время — уже более туманное понятие, и каждый философ дает ему свое определение.

— И какое определение ближе вам?

— Конечно, физическое, поскольку я физик-теоретик. Для меня время — числовая прямая. Хотя я прекрасно понимаю, что это не объяснение понятия, а просто удобный способ о времени говорить. Его можно бесконечно пояснять, но нельзя объяснить.
— Парадокс лишний раз подтверждает: мы крайне мало знаем об этой загадочной категории. Почему?
— Мы существа, которые живут в пространстве и во времени. Мы не можем из него выскочить и посмотреть на него из вне. Именно так ученые изучают любой объект. Биолог исследует препарат под микроскопом, астроном смотрит на звезды, физик проводит эксперименты в лаборатории… То есть мы должны находиться за пределами объекта. Но можем ли мы выскочить за пределы пространства и времени? С точки зрения науки, ответ отрицательный. Именно поэтому мы так мало знаем об этих феноменах и не можем построить подробную картину.

— И все-таки время — это пространство или движение?

— Не то и не другое. С точки зрения физики, пространство-время — это единая система, единая сущность. Что же касается движения… Для того чтобы его описывать, нам нужно как раз иметь модель пространства-времени.

— Но минуты-то тикают… Значит, это движение?

— В данном случае мы имеем дело с определенным процессом измерения времени, который нам позволяет опять-таки осмысленно о времени говорить. Что значит «тикают минуты»? Это значит, сыпется песок в песочных часах, движется стрелка на циферблате… Но время, как феномен, вне движения. Просто у нас есть возможность говорить об этом феномене, используя определенные термины. Иначе мы вообще ничего осмысленного о времени сказать не могли бы.

Игры разума

— Раз нет движения, получается, что время — константа?

— Понимаете, никто не может сказать ни да, ни нет. Мы вообще о нем можем рассуждать только косвенно, через что-либо.

— А какую игру ведет с нами этот феномен, когда мы пересекаем часовые пояса?

— Здесь нет никакой мистики. Просто разделения на часовые пояса Земли — это условная договорная процедура, которая позволяет людям общаться и рационально вести хозяйственную деятельность.

— Между тем получается, что люди на Камчатке и в Калининграде в одну и ту же секунду живут в разном времени? И где оно правильное?

— Нигде и везде. Я поясню. Это то же самое, что и принцип относительности движения. Допустим, вы едете в поезде. Относительно платформы движетесь, относительно вагона покоитесь. Что правильно? Правильно все в зависимости от того, из какой точки наблюдать.

— Говорю же, что игры разума…

— Скорее попытка разума создать какую-то рациональную систему. Просто в силу того, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, такая придуманная система оказалась наиболее удобной.

Между прошлым и будущим

— Прошлое существует?

— Это уже вопрос философский. Если говорить о течении времени, то есть только настоящее. Прошлое уже прошло, пока я произносил слово, будущее еще не наступило. Прошлое существует, наверное, в виде конкретных фактов, сохранившихся в нашей памяти, в виде артефактов — тех объектов, которые оно нам оставляет.

— Получается, есть только миг настоящего?

— Есть «момент, когда…». Но чтобы осмысленно говорить об этом с точки зрения философии, нужно опять же «выпрыгнуть» в другое измерение. Грубо говоря, посмотреть сверху.

— А есть оно, другое измерение?

— Все зависит от модели мира, которой мы придерживаемся. Есть научные модели, где мир имеет 10 измерений, 11, 26… Но сколько их в действительности, мы не знаем. Наши физические приборы позволяют «ловить» только четыре измерения: три пространственных и одно временное. Так что это вопрос открытый.

— Время умеет замедляться или ускоряться?

— Если мы говорим о физическом времени, уместно вспомнить теорию относительности Эйнштейна. Если космонавт полетел на фотонной ракете со скоростью, близкой к световой, то время будет идти медленнее для него, чем для наблюдателя, который находится на Земле. Если мы находимся вблизи массивного тела, создающего сильное гравитационное поле, время тоже замедляется. Но эта поправка может быть измерена только в космических масштабах, когда речь идет о звезде или черной дыре. А на Земле, рядом с горой к примеру, замедление будет настолько ничтожно, что о нем и говорить бессмысленно. Что касается психологического времени — здесь все просто: «Час с хорошенькой девушкой на скамейке в парке пролетает, как одна минута, а минута на раскаленной сковороде тянется, как целый час». Фраза Эйнштейна.

— Что важнее: прошлое, настоящее или будущее?

— С точки зрения физики, этот вопрос задавать бессмысленно, потому что там нет понятия важности. Но для человека, для мыслящего существа, важнее настоящее. Тот самый миг… От того, что мы делаем в настоящем, во многом зависит, какое будущее наступит. Каждую секунду возникает ситуация, при которой у меня есть выбор. Допустим, я могу прекратить наш разговор, и в будущем это интервью не появится. Но я продолжаю разговор, и, если мы доведем его до конца, читатели смогут узнать, о чем мы беседовали. Беда человека в том, что он не умеет жить в секунде настоящего. Это самое трудное.

Незримый циферблат

— Еще большая беда в том, что над каждым из нас висит незримый циферблат, который тикает в обратном направлении… Значит, время не только приходит, но умеет и уходить?..

— Вот мы и подошли к биологическому времени. Организм живет ограниченный период — мы существа конечные, и в этом смысле время уходит. Настанет время, когда нас не будет. А в каком пространстве-времени мы окажемся, покинув этот мир, мы не знаем. И здесь возможны спекуляции.

— А что, если времени вообще нет и это всего лишь человеческая иллюзия?..

— В некоторых религиозно-философских традициях имеется представление о том, что пространство и время — это фантомы нашего сознания. Но, с точки зрения науки и рациональности, даже наш язык предполагает пространственно-временные категории. Вы не можете описать событие, которое было «нигде» и «никогда». Сам язык этого не позволит. Если конечно, речь идет об осмысленной фразе, а не о некой абракадабре.

Феномен времени… Есть такие категории, которые должны быть непонятны: жизнь, смерть, Бог, пространство и время… Сколько бы мы о них ни думали — загадку не разгадаем. Но пока мы о них думаем, мы люди.