Каким будет мир через сто лет и каким должно стать образование уже в ближайшие годы, чтобы это мир был лучше, обсудили участники проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2121» в Великом Новгороде, одного из центральных событий объявленного в России Года науки и технологий.
В течение трех недель более 17 тысяч человек из более чем 80 городов страны участвовали в обсуждении форм и методов поддержки и ускорения технологического и социального развития страны через управление процессами обновления образовательной среды и поддержку инновационных и общественно значимых инициатив и проектов.
Интенсив был организован Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Университетом 2035, платформой Национальной технологической инициативы, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Его проведение направлено на создание команд, повышение уровня знаний и компетенций, а также развитие проектов в сфере сквозных технологий, в том числе искусственного интеллекта, больших данных, 5G и 6G, новых материалов, управления энергосистемами, квантовых вычислений и т. п. Мероприятие входит в план основных мероприятий Года науки и технологий. Нижегородская область участвовала в программе «Архипелага 2121» и на уровне экспертов и представив проекты нижегородских команд.
6 августа в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2121» состоялась панельная дискуссия «Университеты – центры умного развития регионов». Это был открытый разговор ректоров ведущих вузов России и губернаторов регионов, в которых эти вузы находятся. Темой дискуссии стали новые вызовы и возможности развития регионов в опоре и при активном участии ведущих университетов и научно-образовательных центров, уникальные региональные практики, стратегии долгосрочного опережающего развития и проекты, нацеленные на решение сложных и масштабных технологических задач.
Ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова рассказала участникам интенсива о наработанном в Нижегородской области опыте участия в нацеленных в будущее научно-образовательных и научно-технологических проектах: «У нас уже есть состоявшаяся история взаимодействия с правительством Нижегородской области – это НОЦ и ИНТЦ, проект совместного IT-кампуса и другие проекты, которые мы делаем в рамках объявленных регионом конкурсов. Сейчас совместно с областным правительством мы подаем проект по искусственному интеллекту. Но хотелось бы, чтобы мы перешли на новый уровень взаимодействия, чтобы у нас было больше встречных инициативных проектов. И как раз в ходе визита Сергея Владиленовича Кириенко мы обсудили совершенно новый проект, направленный на формирование креативной личности. Эту нашу инициативу поддержал губернатор, так как наш регион действительно молодежный, активно развивающийся, здесь много креативных индустрий. Поэтому мы решили пойти дальше в этом направлении. Раньше мы всегда говорили про инвестиции, про бизнес-инкубатор, про монетизацию разработок университета, про студенческое предпринимательство, про взаимодействие с бизнесом, про приход бизнеса в образование. Новый проект тоже монетизируется, тоже станет источником инвестиций. И, как мы знаем, ничто так дорого не ценится, как ум, знание. Именно поэтому следующая наша инициатива, пока еще внутренняя, станет совершенно необычным проектом по развитию креативного, творческого потенциала региона как наиболее дорогого ресурса».
В интенсиве «Архипелаг 2121» приняли участие и две проектные команды из Нижнего Новгорода: команды Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и Нижегородского государственного лингвистического университета.
Проект нижегородской команды «Школа – нейросеть: управление на основе данных» вошел в топ-3 трека «Школа будущего» на «Архипелаге 2121».
«Мы сформулировали принципы создания универсальной, готовой к тиражированию модели управления образовательным комплексом на основе сценариев оперативного решения задач общеобразовательных организаций. Актуальность нашего проекта связана с наличием федеральных требований по управлению на основе анализа данных и подготовке кадров для решения задач цифровой трансформации, а также с необходимостью разработки эффективных механизмов внедрения цифровых сервисов в школе», – рассказала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова.
Всего в треке участвовало более 20 команд из всей России, отобранных в ходе серьезного предварительного отбора на региональном уровне и уровне федеральных округов.
«Нашу разработку, а также две другие инициативы, авторами которых выступили коллеги из Казани и Королева, накануне представили министру просвещения РФ Сергею Кравцову и генеральному директору АНО „Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов“ Светлане Чупшевой. Успех нижегородцев – это победа всей системы образования региона», – добавила Ольга Петрова.
Одним из итогов работы форума стала обновленная «Карта будущего» – набор ожидаемых экспертами мировых социокультурных и экономических трендов.
«Вывод простой, – оценил мероприятие генеральный директор платформы НТИ (одного из организаторов форума), спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. – Если мы хотим, чтобы наши дети и внуки увидели 2121 год, то мы должны научиться жить в мире с природой, планетой, с самими собой. Должны научиться следовать зову сердца и внутренней совести больше, чем экономическому и политическому расчету. На нижегородской земле это ощущается четче. Та повестка, которая была принципиальна для выживания нашей страны много столетий назад, позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее. Мы точно знаем, что сделать, чтобы это будущее состоялось».