16.03.2017 07:33:39
Сахалинские крепости и острожки возникли к VII веку нашей эры на нерестовых реках через каждые 10–15 километров побережья. Они служили и защитой от нападения пришельцев, и развёрнутыми пунктами торговли. Племена мохэ, чжурчжэни, монголы покоряли острова друг за другом, но ХVII век стал рубежом, навсегда изменившим расстановку сил в СевероВосточной Азии…
Пришельцы с Чёрной реки
Отсчёт Средневековью на островах археологи начинают с массовой миграции мохэ – тунгусоманьчжурских племён из низовьев реки Амур – Хэйшуй, или Чёрной реки. Князья, во главе своих дружин, следом родовые группы, мужчины, женщины, старики, дети – мохэ массово переселялись на Сахалин. Заселив его, мохэ перешли на Хоккайдо, но, встретив сильное сопротивление айнов, повернули на северовосток и захватили южные Курильские острова. По мнению учёных, в VII веке на Сахалине, востоке Хоккайдо и южных Курильских островах население полностью сменилось. Аборигены бежали, многие погибли в схватках. Из нравов тех времён известно, что женщин, детей и часть покорённых мужчин оставляли в племени. Долгое время они жили на положении домашних рабов, затем, если удавалось выжить, через особую процедуру породнения, становились частью рода. Захватив острова, мохэ закрепились здесь почти на 300 лет.
– Черноречных мохэ, мигрировавших на острова, вытеснили их же сородичи – племена сумо мохэ, образовавшие на материке государство Бохай, – рассказывает доктор исторических наук Александр Василевский. – Мохэ не только воевали, но и сеяли просо, разводили свиней, охотились и рыбачили, ковали железо, были весьма культурны и образованы. Государство Бохай имело все составляющие власти – армию, религиозные и властные учреждения, писцов, налоги… А в Китае в это же время происходил расцвет власти императоров династии Тан – сильнейшего государства того времени в мире. В Китае уже были бумажные деньги, их называли «летающими», в столицах работали картинные галереи, учебные заведения готовили учёныхчиновников. И богатая страна требовала новых и новых товаров. Именно стремлением собирать больше товаров для обмена и обусловлен захват богатых земель на островах.
Мохэ, имеющие более высокий уровень самоорганизации, военной подготовки и оружия, без особого труда победили коренных жителей. Неизвестно, сеяли ли они здесь просо, но свиней с собой привезли, и это обеспечило демографическую стабильность возникшей на островах новой общности. Археологи называют её охотской культурой VII–X веков.
– Название возникло в связи с их расселением по берегам Охотского моря, – продолжает рассказ наш собеседник. – Мы находим клыки, челюсти, кости свиней. В Анивском, Корсаковском, Невельском и Поронайском районах таких находок предостаточно. В Невельском музее, кстати, есть деревянные фигурки этих животных, обнаруженные на стоянке близ Шебунино.
Под напором мохэ
– На 300 лет племена мохэ захватили Сахалин, восток Хоккайдо и Курильские острова, – объясняет историк. – Причём на Хоккайдо они столкнулись не только с айнами, но и с «буси» – японскими воинами из армии князя Абэ. Согласно японской летописи «Нихон Сёки», известный флотоводец Абэ Хикита Оми Хирафу в 658, 659 и 660 годах в районе Ватаридзима (вероятно, гдето близ нынешнего Саппоро), трижды вступал в бой с мисихацу – асихаси – сюкусин. В 660 году на острове Хираби в Японском море (вероятно, остров Окусири в Японском море), он наголову разгромил их и взял приступом крепость.
А вот ку или, как мы называем их, айны, с трудом противостояли воинственным пришельцам. Сила племён мохэ, помимо многочисленности, заключалась в том, что они имели свободный доступ к железу, их оружие превосходило айнское. Но Хоккайдо айны всётаки удержали.
Из раскопок известно, что мохэ были опытными металлургами. На Сахалине руду не плавили, но кузнечное дело сохранили, есть факты, свидетельствующие об этом. Керамические сосуды охотской культуры были изготовлены при температуре до 900 градусов, как в гончарной печи. Обнаруженный на стоянке Кузнецово 1 в Невельском районе керамический брак показывает, что при его изготовлении гончары ошибочно намного превысили температуру в печи – более тысячи градусов, в итоге сосуды полопались и развалились на фрагменты пористой керамики характерного серого цвета.
Средневековый Сахалин
Традиционно, ранее во всех учебниках, да и в специальной литературе археологи называли весь период от VII до XVII века «периодом охотской культуры». Прошло время, раскопки и изучение древних летописей представили бесценный материал, указывающий на средневековый характер событий на островах, а главное, на то, что в регионе жили народы с самой разной культурой. Каждое племя имело не только региональные, общие, но и свои, особенные традиции культуры, а, кроме того, и собственное происхождение. Установлено, что племена на островах постоянно воевали между собой. И один из предметов спора между ними был доступ к торговому пути с континента по островам к меховой торговле, с которой мы начинали наш рассказ.
– Идёт активная торговля, появляется производящая экономика, вместе с этим идут и кровопролитные войны, – продолжает Александр Александрович. – Есть сведения и о том, что воинские дружины с Сахалина привлекали даже к боям на материке. Хроники династии Тан, начиная с VII века, описывают быт средневековых народов Сахалина. Любопытно, что в обычаях сахалинцев было содержать множество собак. Зоологи утверждают, что в раскопках на островах находят предшественницу известной на весь мир сахалинской лайки, или карафутокен. Наш коллега, Владимир Федорчук, в Поронайском районе раскопал погребение собаки – лайку похоронили как друга. Люди жили не только войной, любовь и дружба были не чужды островитянам и в тот суровый век.
У средневековых жителей Сахалина было три домашних животных – собака, свинья и медведь. Медведя держали в деревянной клетке рядом с домом. Зимой хищника подкармливали, а весной выводили на «медвежий праздник». Этот ритуал был не просто поклонением божеству, зверя убивали в самое голодное время – ранней весной, когда другие припасы кончались. Любопытно, но на праздник собирались и жители из далёких селений, здесь юноши и девушки знакомились друг с другом, обычаи обеспечивали и сохранение рода – часто именно в праздники возникали новые семьи, заканчивались межродовые ссоры, устанавливался мир. Историки часто находят фигурки медведя, сделанные из камня, глины и кости, по их представлениям, каждое живое существо имело свою душу, и даже убивая медведя, его чтили как Бога. Есть такое мнение, что от северян праздник медведя перешел к айнам.
Очень мудро была устроена жизнь мохэ на островах, но в Х веке и она подошла к концу, острова подверглись новым вторжениям. Но об этом расскажем в следующем номере «АН. Сахалин».
Кстати
В Сахалинском государственном университете на кафедре российской и всеобщей истории, а также в лаборатории археологии и этнографии ведутся плодотворные исследования истории Сахалинской области. За последние 20 лет учёные СахГУ, по сути, написали новую историю наших островов, подкреплённую богатым фактическим материалом и многочисленными археологическими коллекциями. В СахГУ в 2017 году ждут на обучении профессии «историк» молодых людей, которым специалисты передадут свои глубокие и очень ценные знания об истории и археологии наших островов.