Аргументы Недели → Наука № 19(510) от 19.05.16

Российские хирурги участвуют в подготовке к пересадке головы

, 08:55

Известный итальянский нейрохирург Серхио Канаверо рассказал о том, как будет проводиться операция по пересадке головы, о способах борьбы с последствиями трансплантации и о том, как российские учёные участвуют в этом процессе.

«Теперь у учёных всего мира есть всё, чтобы самостоятельно убедиться в работоспособности протокола пересадки головы GEMENI HEAVEN. Я уверен, что хирурги в России будут заинтересованы в этих материалах как в способе вступить в гонку с Китаем для реализации всех этапов процедуры», – сказал хирург в беседе с Валерием Спиридоновым, первым кандидатом на пересадку головы.

В серии публикаций в специализированном меджурнале Surgery Канаверо раскрыл детали того, как работает протокол GEMINI, как следует минимизировать повреждения нервных волокон при отделении головы, и как можно защитить мозг от гибели вследствие «кислородного голодания». Канаверо рассказал, что российские учёные и российские научные разработки сыграли ключевую роль в обеспечении защиты мозга.

По его словам, проблемой при пересадке головы является то, что после отделения её невозможно сразу прикрепить к новому телу – на данные манипуляции у хирургов уйдёт минимум полчаса.

Известно, что мозг человека способен обойтись без кислорода и нутриентов всего несколько минут, в связи с чем возникает вопрос: каким образом можно предотвратить смерть мозга при пересадке? Выходом из ситуации может быть подключение головы к кровеносной системе другого человека и охлаждение её до температуры 29–33 градуса, что замедлит метаболизм и продлит жизнь нейронам при «отключении» головы от кровеносной системы. При снижении температуры тела на 7 градусов скорость обмена веществ падает примерно на 50%. Охлаждение тела до 15 градусов в принципе может продлить жизнь мозга примерно на час.

Другим ключевым моментом в данном подходе является применение российского препарата перфторана, созданного в Институте биологической физики АН СССР в качестве искусственного заменителя крови. Это вещество, в комплексе с сероводородом и другими соединениями, необходимо для обеспечения мозга кислородом во время операции. Его применение способно продлевать жизнь органов тела примерно в 4–5 раз во время хирургического вмешательства.

30-летний программист Валерий Спиридонов из Владимира болен мышечной атрофией Верднига-Гоффманна. «Боюсь ли я? Конечно, боюсь. Но это не только очень страшно, но и очень интересно», – рассказал пациент.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram