Нешуточный скандал разгорелся в последнее время вокруг Российской академии наук. В ряде СМИ появились похожие друг на друга разоблачительные материалы, где в коррупции, самоуправстве и других тяжких грехах авторы обвиняют чуть не всё руководство высшего научного органа страны – всемирно известных и заслуженных учёных. Однако есть любопытные факты, которые позволяют несколько по-иному взглянуть на скандальные обвинения.
За триста лет своего существования Российская академия наук переживала разные времена. Менялись и её название, и структура, но она всегда оставалась крупнейшим центром фундаментальных исследований державы. Сейчас РАН – мощный научный двигатель, который должен обеспечить технический прорыв России, с чем руководство страны связывает большие надежды. А ведь ещё недавно были и совсем другие времена…
Пережиток прошлого?
С распадом СССРв жизни академии наступил новый этап. Крушение прежних союзных структур поставило под угрозу и само существование единой высшей научной организации России. С подачи «младореформаторов» началась широкая кампания дискредитации академии – мол, неэффективный пережиток тоталитарного прошлого!
Тогда же возник животрепещущий вопрос с имуществом – тысячами гектаров земли. Кому она будет принадлежать, кто будет ей распоряжаться? Желающих получить «лакомый кусок» под жильё и офисы, особенно в столице, было хоть отбавляй.
В 1991 году президент Ельцин подписал указ о воссоздании Российской академии наук как правопреемницы Академии наук СССР. По документу все ресурсы, которыми обладала РАН на территории России, должны были перевестись в собственность академии. Но что происходило в то время? Целые заводы, гордость страны и флагманы индустрии, бесследно исчезали! Безжалостно разрушались и растаскивались громадные материальные структуры. Академики прекрасно понимали: погружённые в научную работу, они не в состоянии контролировать и выступать собственниками такого дорогостоящего имущества.
Именно тогда президент РАН академик Юрий Осипов настоял на переводе всего имущества академии в федеральную собственность. Дошёл до президента, сумел убедить. Главным образом именно поэтому имущество академии до сих пор и сохранилось. Но прошли годы, и давно канувшая в Лету информационная война против РАН, затеянная желающими погреть руки на её собственности ещё в начале 90-х, неожиданно получила своё продолжение.
Неудобные факты
Хорошо срежиссированная атака на академию началась полтора года назад. Главный лейтмотив обвинений, появившихся в Интернете и на ТВ: «академики распродают имущество РАН, как своё собственное». Так ли это?
С начала 90-х по постановлению Президиума Верховного Совета все земли под институтами, лабораториями и прочими научными сооружениями РАН принадлежали одному собственнику – государству. Сама академия могла лишь оперативно управлять государственной недвижимостью. Более того, с 1993 года этим вопросом полностью занималось специальное Агентство по управлению имуществом, которое создало совместно с РАН профильное министерство имущества. Остаётся вопрос: как при этом академия могла продать то, что ей, во-первых, не принадлежало и, во-вторых, всегда находилось под жёстким контролем государства?
Даже в самые сложные времена РАН сдавала в аренду в среднем около 6% всех площадей. Эти цифры также подтверждают документы. За счёт арендных средств, к слову, было достроено здание Президиума РАН – за их расходом следила специальная академическая комиссия.
Только за последние годы молодые учёные РАН получили по сертификатам (по сути, в собственность) более 2,5 тыс. квартир. Чего не было за все советские годы. Доказательства также имеются.
Строятся ли жилые дома на «академической» земле? Такое возможно только с разрешения госорганов и прежде всего Росимущества. В результате только одного из таких проектов было получено 229 квартир для молодых учёных и остро нуждающихся сотрудников.
«Обличители» не раз упоминали Воронино –«элитный академический посёлок на землях РАН в Истринском районе Подмосковья». Но эта земля никогда не принадлежала и не имела даже косвенного отношения к РАН!
При этом никто даже не пытался предоставить в подтверждение всех этих пустых, клеветнических обвинений каких-либо документов. А ведь официальные проверки проходили в РАН постоянно, иногда по несколько раз в год.
Да и зачем, когда цель убедить общественность совсем в другом!
За честную страну?
Интересно, но практически в каждом «разоблачительном» сюжете о РАН сегодня фигурирует некая Вера Мысина. Собственно, её записи в Интернете с комментариями на камеру и стали основой многих скандальных материалов на центральных каналах.
Кто же такая эта Мысина? До недавнего времени она представлялась председателем Совета молодых учёных РАН (хотя с этой должности её давно переизбрали), а также общественным деятелем и старшим научным сотрудником Института общей генетики РАН, членом движения «За честную страну!». Этакая «комсомолка в красной косынке», умеющая всех убедить своей напористостью, готовая пойти против любых авторитетов.
Правда, на работе коллеги не видели Мысину уже полтора года. Затянула общественная работа. Или заболела? Но, судя по активности в Сети, Мысина чувствует себя прекрасно. Ездит по миру (недавно была в Америке), борется за права молодых учёных, которым в России «трудно получить жильё».
О своём опыте она не упоминает. Действительно, зачем сотням коллег, получившим типовые служебные квартиры по сертификатам в Подмосковье, знать, что председатель совета молодых учёных (проживавшая вместе с мамой и братом в двухкомнатной московской квартире) стала обладателем собственной новенькой «двушки» в столице на улице Владимирской?
Такой презент шести молодым сотрудникам РАН сделал известный меценат-строитель. Причём сделка была оформлена как купля-продажа. Даже налоги платить не надо! Как потом выяснилось, в очереди на жильё (список составлял совет) Мысина обошла многих, включая сотрудницу института с ребёнком-инвалидом, проживавшую впятером в «однушке».
Помнится, громко заявила о себе Мысина на одном из совместных совещаний с членами правительства. Сказала, что именно молодёжь знает, что делать с наукой и РАН. Сократите академиков, дайте нам больше денег и лучше не контролируйте – такой вывод можно сделать из её длинного эмоционального спича.
Иногда подобная активность срабатывает и даже даёт импульс к карьерному росту. Но не в этот раз. Возможно, кому-то попалась на глаза книга нашей героини о развитии России («Крах или возрождение? Россия и мир глазами Науки»). Цитируем: «иудо-марксисты» заложили бомбу в проект построения СССР, которая теперь взорвалась и «нарушает проект мирового нравственного порядка». Каково?
Далее г-жа Мысина переходит к своему видению научного мира: «Учёные» же... занимаясь наукообразием, имеют возможности карьерного роста на пустом месте». «Это положение можно наблюдать в последнее время в России. Таким образом, наука наряду с журналистикой играет роль «второй древнейшей профессии».
Похоже, молодой эксперт в мироустройстве, защитивший кандидатскую по генетике тараканов, знает о чём говорит. Недавно её научный труд проверил авторитетный ресурс dissernet.org. На 85 страницах из 112 были обнаружены прямые заимствования. Как оказалось, практически вся работа была скомпилирована из диссертаций сотрудников своего же отдела Института общей генетики РАН.
Впрочем, Мысина борется за права коллег по цеху. Тут не до науки. Её сильная сторона – в другом. Например, в умении выбить у начальства, а затем освоить бюджеты на различные общественные мероприятия. Есть любопытный документ, где Мысина просит руководство РАН выделить… «3,5 млрд. (!) рублей» на проведение съезда молодых учёных в загородном пансионате. При том, что академия была готова предоставить практически бесплатные помещения в столице.
Интересен и такой факт. Активистка регулярно пишет о «коррупции в РАН», делает массу громких заявлений об особо тяжких преступлениях, о которых ей якобы многое известно, но… ни одно заявление, насколько известно, до сих пор никуда не подала. Ни одного следствия не инициировала. Почему? Не потому ли, что за заведомо бездоказательные обвинения придётся отвечать перед законом?
Цинизм – вот то слово, которое подходит к подобным «активистам». Понятия «честь, совесть, уважение» – здесь лишние. Цель оправдывает средства. Можно цинично растоптать даже тех, кто помог тебе проложить путь в науку, поверил как в учёного. Очень похоже, что нравственный идеал девушки Веры – мальчик Павлик Морозов, предавший родного отца. И главное – побольше грязи! Ведь академия – уже отработанный этап. Впереди новые горизонты и, возможно, сладкая «морковка» в виде бонуса на новом поприще…
Дело академиков
Самое обидное в этой истории, считают в РАН, что задета честь больших учёных. К примеру, выдающегося физика-теоретика Л. Келдыша, который в 90-е входил в комиссию по контролю за арендными средствами; выдающегося математика, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Ю. Осипова, который возглавлял академию 22 года.
Откуда растут ноги информкампании, в РАН догадываются. Многие полагают, что поток дружно полившегося негатива – прямое следствие затеянной в 2013 году в Минобрнауки реформы академии. Уж очень совпали оба события.
Как и в начале 90-х, в обществе вновь стала раздуваться тема «неэффективности РАН». К чему ведёт реформа, учёные поняли, когда речь зашла об управлении академическим имуществом. И не случайно в декабре 2014 года президент страны ещё на один год наложил мораторий на отчуждение бывших академических институтов.
Именно в этот момент в ряде СМИ началась очередная дружная волна очернения РАН и академиков. Видимо, очень сильно они мешают неким структурам, уже давно готовым делить институты с землёй…
Конечно, многое сейчас зависит от позиции президента. В РАН помнят, как Владимир Путин выступал на общем собрании академии в мае 2012 года. Какие тёплые слова говорил в адрес учёных, благодарил их за сделанное для страны! Поэтому в РАН верят и надеются, что фундаментальную науку удастся спасти от развала,не допустить повального захвата и распила институтов академии.
Информационные войны давно стали у нас лишь средством достижения определённых целей. Ничего, как цинично говорится, личного. Но допустить, чтобы некие молодые люди, не сделавшие для науки ничего, могли походя топтать честь и достоинство заслуженных людей с мировыми именами, нельзя. Как нельзя во имя сиюминутных интересов неких групп перечёркивать трёхсотлетнюю историю всей российской академической науки.