Аргументы Недели → Наука № 2(443) от 22.01.2015

Через «тернии к звездам»

, 16:57

Одним из главных событий ушедшего года стали сразу 2 пуска космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» легкого и тяжелого класса. Начатый разрабатываться еще в «лихие» 90-ые годы прошлого века, он успешно ушел «через тернии к звездам». Президент Владимир Путин заявил: «произошло очень важное и приятное для России, а в конечном итоге и для всех стран-участниц ОДКБ, событие». Ракетоноситель «ушел» в космос, а его создатель – генеральный конструктор КРК «Ангара» Владимир Нестеров просто ушел.

Навстречу утренней заре - по «Ангаре», по «Ангаре»

-  Владимир Евгеньевич, «Ангара» - это уже полностью российская разработка? Без советского задела?

- Мы все вышли из шинели советской школы конструирования ракетоносителей. Но разрабатываться «Ангара» действительно начала уже в постсоветский период. Я занимался «Ангарой» с самого начала - с 1992 года. С 2005 года, с момента назначения генеральным директором Центра имени Хруничева (головного предприятия по этому проекту), непосредственно нес персональную ответственность за создание комплекса.

- В стране в те годы – бардак, развал, войны в Чечне, а вы над новой ракетой корпели…

- Да, за 14 лет работы - с 1992 по 2006 год - мы получили менее 4% от общего объема необходимых средств. В 2006 мы получили первые серьезные деньги, а также заключили с Южной Корей контракт по созданию ступени для ракеты KSLV. В августе 2009 года универсальный ракетный модуль первой ступени «Ангары» полетел в составе корейского изделия. То есть, фактически за 3,5 года при стабильном и достаточном финансировании мы смогли довести изделие до запуска.

- 2009 год для Южной Кореи и 2014 для своей страны. Непатриотично.

- Мы планировали первый пуск легкой «Ангары-А1» еще в 2011. Но ударил кризис, и Минобороны (министром был А. Сердюков. Ред.), как заказчик изделия, урезал финансирование. Вместо 6 млрд. руб. было выделено только 2 млрд. руб. Запуск был перенесен на 2013 год. Но создание ракетного комплекса – это не чтение книги, почитал, отложил, вновь почитал. Очень сложно было запустить все заново, ведь работы фактически остановились. Однако министр обороны Сергей Шойгу взял дело под личный контроль, на каждом селекторном совещании первым вопросом была «Ангара» и создание в «Плесецке» наземной структуры для нее. И мы, благодаря самоотверженной работе, буквально без выходных и праздников, смогли все закончить и совершить два успешных старта.

Космический «лего»

- Есть «Зенит», «Протон», «Союз» - зачем было вбухивать миллиарды рублей в новый ракетоноситель?

- «Ангара» обладает несколькими уникальными преимуществами. Первое – из двух существующих модулей УРМ-1 (универсальный ракетный модуль) и УРМ – 2 создается не одна машина, а целая серия. Это легкая «Ангара-А1» с одним УРМ-1, которая забрасывает 3,8 тонны полезной нагрузки. Средняя «Ангара-А3» (три УРМ-1) – 14,6 тонны и тяжелая «Ангара-А5» (пять  УРМ-1) – 24 тонны. В работе «Ангара-А7» на 35 тонн. Фактически «Ангарой» можно заменить весь парк ракетоносителей России, если бы была такая необходимость.

Второе преимущество: запуская три ракеты разного класса, мы делаем одну и ту же номенклатуру продукции. А это большая серийность изделий, что определяет стоимость - чем больше серия, тем меньше стоит каждое изделие. А также увеличивает надежность. При этом все эти ракеты используют один технический и один стартовый комплекс. Раньше для каждого класса ракетоносителей надо было строить свой технический комплекс и свой «стол» для запусков. Каждый комплекс обслуживала своя воинская часть или гражданские специалисты по эксплуатации. Есть запуски, нет запусков – приходится платить зарплату, поддерживать аппаратуру.

Разные классы «Ангары» собираются в одном техническом комплексе, проверяются и вывозятся на единый стартовый комплекс для всех трех ракет. Это колоссальная экономия с точки зрения эксплуатационных расходов. Такими преимуществами в настоящий момент не обладает ни одна космическая система мира.

Также «Ангара» считается экологически чистой. Вместо достаточно токсичных компонентов топлива (несимметричного диметилгидразина – гептила и тетраоксида азота), в ней используется керосин и жидкий кислород.

На пыльных тропинках далеких планет

- «Ангара» будет запускаться и с «Плесецка», и со строящегося космодрома «Восточный». В чем отличие?

- «Ангара» дает самое главное – получение независимого доступа в космос. С российской территории мы будем иметь возможность запускать все типы ракет носителей и обеспечить выведение всех полезных нагрузок на те орбиты, которые нужны. Даже если сейчас в Казахстане к власти придет свой «яценюк», то нам уже это ничем не грозит. Сейчас мы имеем полную возможность решать все космические задачи с космодрома «Плесецк».

Чем он отличается от «Восточного»? С последнего проще и дешевле запуск, Земля своим вращением как бы сама подталкивает ракету на орбиту. Это, грубо говоря, как длина веревки у пращи. Чем она больше, тем дальше полетит камень. Поэтому, например, с экватора можно вывести больший полезный груз на единицу затраченного топлива. С высокоширотного «Плесецка» несколько меньшую. «Восточный», который южнее, даст серьезную прибавку к грузоподъемности ракеты-носителя.

- «Ангару» часто упрекают, что она не предназначена для пилотируемой космонавтики…

- «Ангара» совершено спокойно может быть переделана под пилотируемый комплекс. Но он требует машины более высокой надежности, в первую очередь, двигателя и дополнительной системы безопасности носителя. Если задача будет поставлена, а я думаю, что она будет поставлена, то в течении 3-4 лет это можно сделать.

Пока же новый ракетоноситель должен, как говорят, конструктора, «набрать статистику». Например, пилотируемый «Союз» уже в ближайшие годы совершит две тысячи запусков!

Но понадобиться более тяжелый ракетоноситель. Его сейчас над его проектами работают основные ракетные предприятия страны.

- Много планов строят на дальний космос. «Ангара» как подойдет?

- Мы рассматривали этот вопрос с точки зрения совершенствования самой «Ангары». У нас есть два варианта – «Ангара-7», где 7 разгонных блоков. И «Ангара-7В» - шесть боковых блоков и один центральный  – водородный. «Семерка» будет выводить 35 тонн, «7В» - около 50 тонн. Если же понадобиться выводить прямым выведением 70-80 тонн, то «Ангара» для этого не годиться. Надо делать ракету сверхтяжелого класса.

- В какие сроки можно сконструировать такой носитель?

- О сроках говорить рано. Тут многое зависит от финансирования, т.к. работы будут стоить очень дорого. Как сама ракеты и ее создание, так и подготовка производства, наземной инфраструктуры, чтобы ее готовить и запускать. Это очень дорогие вещи. И надо однозначно понимать – зачем она нам нужна. Не получиться ли, так что большая часть денег, которые выделены, чтобы развивать пилотируемую космонавтику, а также научно-исследовательские аппараты, аппараты связи и для дистанционного зондирования земли, дальнего космоса, истратят на сверхтяжелую ракету. Но зачем?

И даже в области движенья мы впереди планеты всей

- Сообщалось, что компания Orbital Sciences закупит двигатели РД-181 для своей ракеты-носителя Antares у НПО «Энергомаш». Американцы не могут разработать свои или проще купить, чем тратить время и деньги?

- Сделать можно все, что угодно. Даже Луну распилить. Но надо понять: во что это выльется по деньгам и по времени? Хотя, конечно, американцы сейчас не обладают такой культурой и технологиями создания двигателей, которой обладаем мы. Не только от них, но и от всего мира российская двигателестроительная школа пока имеет существенный приоритет.

Но и мир не стоит на месте. Сейчас, например, в США пытаются сделать метановый двигатель. И нам тоже надо к таким разработкам относиться очень серьезно. Если все-таки будет решено делать носитель сверхтяжелого класса, то летать он должен только на метановом двигателе. Он не только самый безопасный, но и имеет еще массу преимущества над традиционными.

- Какие-то НИР сейчас по нему идут?

- Разработки есть в «Воронежском КБ химавтоматики» и в НПО «Энергомаш» (Химки). Беда в том, что ведутся они  сейчас по инициативе самих КБ, без конкретного серьезного финансирования со стороны государства.

От редакции. Уход Нестерова вызвал некий шок у работников космической отрасли. Он один из немногих «зубров» нашей космонавтики. Никакие эффективные менеджеры, которых сейчас усилено пропихивают в большие кабинеты, сделать ничего не смогут. Да и не умеют. Зато на кону огромные – триллионные суммы, пригодные для освоения. И далеко не в интересах российского космоса. «АН» в ближайшее время вернется к разговору о том, кто «валит» отечественные космические программы. 

Справка «АН». Нестеров Владимир Евгеньевич. Окончил МАИ (1972), Военную академию имени Дзержинского (1978). Служил в управлении командующего военно-космическими силами. Полковник запаса.

В 1992 году пришел в Роскосмос (тогда - Российское космическое агентство). До 2000 года работал заместителем начальника управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры, а затем возглавил это управление. В ноябре 2005 года назначен гендиректором Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева (ГКНПЦ). Принимал участие в создании ракетно-космического комплекса «Ангара», космической системы «Энергия-Буран», ракетных комплексов «Зенит», «Союз-2», «Протон-М». В 2012 году после аварии «Протона-М» был освобожден от должности гендиректора по собственному желанию, но остался генеральным конструктором проекта «Ангара». 30 декабря 2014 года покинул ГКНПЦ по соглашению сторон.

Лауреат Госпремии и премии Правительства РФ. Награжден орденами Красной Звезды, Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и другими медалями.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram