Современные технологии используются не только в науке или промышленности – они активно вторгаются во все сферы жизни. Исследователю творчества Леонардо да Винчи Паскалю Котте они помогли раскрыть тайну картины.
Котте, ученый-искусствовед из Франции, занимается уже много лет изучением и реставрацией полотен великого Леонарда. Он исследовал картину «Дама с горностаем» из Краковского музея, созданную в период с 1489 по 1490 год, и подверг ее сканированию, чтобы понять, сколько слоев краски было нанесено художником, в какой технике. К удивлению специалиста, оказалось, что Леонардо писал портрет в три приема – он нарисовал два портрета без животного, и последний портрет – с горностаем.
Известно, что на портрете художник нарисовал Чечилию Галлерани, юную даму Миланского двора, подругу герцога Людовика Сфорца, властителя Милана. «Белый горностай» - таково было прозвище этого могущественного средневекового правителя, при дворе которого Леонардо прожил 18 лет.
Три разных версии портрета - без горностая, с серым животным и с белым. Фото Guardian
Котте принадлежит авторство нового исследовательского метода «экстраполяции слоев», представляющего собой просвечивание очень мощным источником света слоев краски с фиксированием отражений от разных слоев камерой. Сопоставление отражений позволяет выявить структуру красочных слоев и время их нанесения. «Мы обнаружили, что Леонардо менял свое мнение во время работы над картиной – он колебался, стирал и вновь пририсовывал детали снова и снова», - отметил исследователь.
«Исследование помогло нам проникнуть в мысли художника, понять, что им руководило. Колебания объясняют, почему он так долго работал над картиной, показывают, как в нем боролись художник и человек», - полагает историк Оксфордского университета Мартин Кемп.