Туалет пережил древних царей - переживет и нынешних (ФОТО)

Туалет пережил древних царей - переживет и нынешних (ФОТО)
globallookpress

Работающие на раскопках монастыря Газали на севере Судана археологи были уверены, что сооружения, на которые они наткнулись – могильные склепы, однако в них были найдены остатки столь странных веществ, что ученые задумались.

Современный Судан возник на месте Нубийского царства, существовавшего еще одновременно с древним Египтом. Христианство проникло на территорию Нубии тоже достаточно рано – в VI веке, и было распространено в одной из самых первых версий, монофизитной. Даже после завоевания Египта арабами Нубия оставалась христианской еще долго, до XIV века.

Монастырь в оазисе Эль Газали был обнаружен еще в 1821 году, археологи работают на этом памятнике еще с 1950-х годов: в настоящий момент там работает группа польских археологов под эгидой Центра средиземноморской археологии Варшавского университета, Университета Мюнстера и Катарско-суданского археологического проекта, под руководством Артура Облуского из восточного института Чикагского университета.

Изучая территорию в поисках средневекового кладбища, исследователи с удивлением обнаружили ряд сооружений, в которых признали туалеты, весьма похожие на современные – глиняные чаши отчетливо напоминали современные унитазы, а найденные в них черепки глиняной посуды, специальным образом обточенные, служили, видимо, туалетной бумагой. Археологи находили такие камешки и раньше, но не могли понять, для чего они использовались – оказалось, для самых естественных нужд.

Облуский считает, что монастырь в средние века был крупным центром, с многочисленными монахами и паломниками, и без туалета было не обойтись – монахи не желали жить на загаженной территории. В монастыре найдено и отреставрировано большое количество рисунков, изображающих религиозные сюжеты – планируется открыть постепенно допуск паломникам и туристам.

Древний сортир с высоты птичьего полета. Фото ProScience