Филологи и антропологи из университета Оксфорда задумали реконструировать жанр древнеримского танца tragoedia saltata, похожий одновременно на танец, оперу, спектакль и диалог со зрителями.
Спектакль ставился на мифологические сюжеты, и в нем танцевал всего один артист, но он должен был мастерски менять обличья. Танец сопровождался игрой оркестра и пением хора, а танцор менял роли прямо на сцене, поэтому должен был обладать уникальным талантом.
События изображались с помощью движений, к тому же хор распевал либретто и знакомил зрителей с содержанием пьесы.
«Танцор должен быть как глина, сначала он – лев, потом змея, потом бог, потом герой, потом нищий. Он должен уметь воплотить все, в том числе неодушевленные предметы или, например, огонь. Людям очень нравилось смотреть на эти превращения как на чудо гибкости человеческого тела», - поясняет филолог и балерина Софи Боксберже.
Участники проекта работают парами, специалист по античности и профессиональный танцор вместе изучают описания пантомимы у древних писателей Лукиана, Либания и Апулея, а потом создают короткие сюжеты. Ученые изучают при этом реакции партнеров, и сравнивают их с древними текстами, пытаясь найти отличия в восприятии современного человека. Ведь понятия «изящно» или «грубо», «грустно» и «смешно» за века могли сильно измениться – работа позволяет взглянуть на древних другими глазами.
Древняя театральная труппа с фресок Помпей