Curiosity приподнес ученым новые загадки

Марсоход Curiosity не нашел на Красной планете метана, что нанесло удар по теории о возможном существовании определенных типов жизни на этой планете. Аппарат шесть раз проводил анализ проб атмосферы планеты: с октября 2012 года по июнь 2013-го.

Марсоход Curiosity поставил ученых в тупик — его приборы не обнаружили в атмосфере Марса следов метана, который считали признаком существования марсианской жизни; теперь ученые должны разгадать две загадки: во-первых, откуда взялся марсианский метан, найденный там в 2003 году, а во-вторых, куда он пропал, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Ранее данные, собранные с помощью телескопов и спутников, свидетельствовали о том, что на Красной планете есть небольшие, но весомые объемы этого газа, однако шестиколесный робот не нашел его следов. Это означает, что если он все же есть в атмосфере, то на уровне меньшем 1,3 ppbv - а это лишь немногим более 10 тысяч тонн газа (земная атмосфера содержит миллиарды тонн метана). Эта верхняя граница примерно в шесть раз ниже, чем то, что рассчитывали получить ученые, опираясь на данные наблюдений со спутников и телескопов.

Марсианский метан был открыт в 2003 году с помощью инфракрасного телескопа НАСА, установленного на Гавайских островах. Это стало настоящей сенсацией. На Земле этот газ на 90%-95% (где концентрация метана достигает 1750 ppbv) имеет биологическое происхождение, его производят микроорганизмы, значит источником марсианского метана тоже могли быть тамошние микробы. Однако неспособность высокотехнологичных инструментов Curiosity зафиксировать следы метана погасила этот оптимизм.

Метан может также появляться при извержении вулканов или разложения растительных остатков, но оба эти механизма не могут работать на Марсе, где не было зафиксировано признаков современной вулканической активности. Есть ряд других возможных небиологических источников, например, геотермальные реакции, но ни один из них пока не определен как "главный подозреваемый", отмечает РИА Новости.