Пьянство? Нет, гравитация: звезды двоятся и троятся (ФОТО)

Пьянство? Нет, гравитация: звезды двоятся и троятся (ФОТО)
globallookpress

Гравитация нам кажется чем-то само собой разумеющимся – то, что предмет падает на Землю, никого не удивляет. Однако гравитационное поле может формировать и удивительные оптические эффекты, действуя как сложная линза.

Аспиранты из института Нильса Бора в Копенгагене открыли благодаря новейшему телескопу NOT (Nordic Optic Telescope) поразительный оптический эффект – оказалось, что шесть звезд, наблюдавшихся астрономами ранее, являются всего лишь миражами, источником которых служит свет квазара, расположенного на невообразимом расстоянии в 11 миллиардов световых лет от Земли. Свет проходит через галактическое скопление G1 G2 G3 и распадается на шесть различных изображений одной и той же звезды. Они предстали перед астрономами в виде отдельных светящихся точек и голубой арки.

Сам квазар представляет собой древнюю черную дыру, центр галактики, которая, поглощая материю, выплевывает две струи остатков. Свет идет сквозь мощное гравитационное поле массивного галактического скопления, и гравитация, подтверждая выводы Общей теории относительности Эйнштейна, действует на свет подобно мощной лупе.

В последнее время, благодаря созданию мощных телескопов, этот эффект регулярно наблюдают астрономы. Наиболее зрелищный объект, выглядящий под воздействием гравитации, как источник четырех мощных пучков света, получил название «Крест Эйнштейна». Этот квазар расположен тоже невообразимо далеко – в 8 миллиардах световых лет от Земли.

Фото Science et Avenir