Ученые обнаружили в изолированном подо льдом озере Восток признаки жизни

Американские ученые обнаружили в пробах из подледного озера Восток, скрытого под четырехкилометровой толщей льда и находившегося в изоляции от внешнего мира миллионы лет, уникальный генетический материал.

В ходе исследования изучались фрагменты рибонуклеиновой кислоты (РНК) из слоев льда, намерзших снизу на подвижные ледниковые пласты над поверхностью озера. 94% фрагментов совпали с различным видам бактерий, остальные 6% - с эукариотами (организмами с более сложной клеточной структурой, в которой присутствует ядро).

Среди совпавших РНК были виды бактерий, которые вступают во взаимодействие с различными многоклеточными живыми организмами, в том числе кольчатыми червями, морскими анемонами, плеченогими, тихоходками и рыбами. Бактерии могут находится с ними в симбиозе или паразитировать. Другие обнаруженные бактерии могут давать энергию и питательные вещества. Поэтому появилась гипотеза, что в озере Восток могут находится и более сложные организмы.

Однако необходимо выяснить, откуда взялись эти бактерии, так как обширная подледниковая сеть рек могла занести их в Восток из других подледных водоемов или из океана.

Восток считается самым крупным подледным озером Антарктиды: его длина составляет 230 км, глубина - около 1200 метров, а площадь - более 15 тысяч квадратных километров.

Озеро обладает необычными характеристиками. Например, известно, что концентрация кислорода в Востоке в 50 раз выше, чем в обычной пресной воде. А давление воды здесь, согласно расчетам, составляет более 300 атмосфер. Все это дает ученым право предположить, что микроорганизмы, приспособленные к жизни в таких удивительных условиях, изолированные от земной биосферы, могут обладать уникальными свойствами.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS.