Аргументы Недели → Наука № 22(364) от 14.06.2013

Главные риски тысячелетия

, 20:24

Существует предположение, что техногенная цивилизация со временем становится раковой опухолью в биосфере. Страшная болезнь. Она захватывает биосферу, уничтожает её и сама погибает. Подобное предположение возникло как ответ на вопрос: почему же мы не видим и не слышим сигналов инопланетян? Ответ таков: мы не видим и не слышим их, потому что их нет.

А теперь задумаемся о другом. Если наша цивилизация стремится не к светлому будущему, а к суициду, каковы главные риски грядущего столетия? Можем ли мы сейчас – на восходе нашей техногенной цивилизации – предсказать эти риски, оценить их и предотвратить?

На вопросы Анны Урманцевой отвечает вице-президент Нанотехнологического общества России, доктор физико-математических наук, научный консультант программы о науке и высоких технологиях «Мозговой штурм», специалист по математическому моделированию в сфере управления рисками и прогнозу поведения сложных систем Георгий МАЛИНЕЦКИЙ.

«Проблема великого молчания»

– Георгий Геннадьевич, почему продолжительность существования любой техногенной цивилизации оценивается примерно в тысячу лет? На чём строится это предположение?

–Учёные использовали формулу Дрейка. С её помощью можно определить число цивилизаций в галактике, с которыми у нас есть шанс вступить в контакт. Перед человечеством поставлена цель – понять, почему молчат внеземные цивилизации? Это называется «проблемой великого молчания».

Представьте, что вы смотрите на дождь. Капли крупные, но редкие. Вот упала капелька – возник некий пузырь цивилизации, затем пузырь схлопнулся, и тогда – упала следующая капелька. Идея в том, что дождик слишком редкий, а две капли сразу упасть не могут. То есть новые цивилизации конечно же возникают, но мы не успеваем их увидеть. Учёные взяли формулу Дрейка и посчитали, сколько должен существовать такой пузырь. Получилось – примерно тысячу лет.

На Земле признаки техногенной цивилизации появились примерно 100 лет назад. Осталось – 900. Самое время позаботиться о том, как мы этот период проживём.

Истощение ресурсов

Первый риск очень простой. Нам не хватит ресурсов, потому что мы живём не по средствам. Мы потребляем за год столько углеводородов, сколько природа создавала в течение одного миллиона лет. А если весь мир захочет жить по стандартам Калифорнии, то, по одним оценкам, всех разведанных полезных ископаемых хватит на четыре с половиной года, а по другим – на два с половиной. Пик добычи нефти уже пройден, дальше – только вниз. А ведь мы начали добывать нефть только полтора века назад!

– Есть шанс найти новый источник энергии?

– Мы с вами говорим о рисках? Так вот, риск в том, что мы этот источник энергии не найдём. Если сравнивать наше время со Средневековьем, то в ХХ веке урожайность зерновыхувеличилось втрое, чем же это было оплачено? Тем, что энергоёмкость увеличилась в 100 раз. Но за последние 30 лет не найдено ни одного сверхбогатого месторождения нефти на суше. И каждая третья тонна нефти уже добывается на морском или океанском шельфе. Дошли до глубин океана в два километра. Поэтому чтобы развиваться, мы должны найти либо новые типы ресурсов, новый образ своей жизни, либо дотянуться до других планет и звёзд.

– На протяжении истории человечества уже были моменты, связанные с истощением ресурсов?

– Когда древние люди съели всё, что можно съесть. Даже мамонтов. Собирательство уже не давало нужного количества пищи. В этот момент, по одним данным, погибло две трети человечества, по другим – девять десятых. И тут произошёл рывок: неолитическая революция. Древние поняли, что их шанс – одомашнивать животных и засевать землю злаковыми. Нас ждут ещё более тревожные новости. На решение нашей задачи современные учёные имеют меньше времени, чем имели древние. В сущности, задача сравнимого масштаба перед наукой никогда ещё не стояла.

– Может быть, гелий-3, который нашли на Луне, станет новым источником энергии?

– Ни одной реакции управляемого термоядерного синтеза с гелием-3 пока не проведено. Это очень тяжело и очень дорого.

Кризис мечты. Изменение сущности человека

Думаю, это самое опасное. Приведу цитату из интервью Бориса Стругацкого журналу «Плейбой»: «Боюсь, что ничего более стабильного и благополучного, чем общество потребления, человечество создать неспособно. Худшее – сколько угодно. А лучшее – нет ».

Что это означает?

Если раньше у человечества было ощущение, что в человеке есть какая-то искра Божья, то здесь всё низведено на уровень потребления. Вспомним Андрея Тарковского. Его «Сталкера». Проблема, насколько вы помните, была в следующем: у людей нет в душе желаний. У них душа пуста. Вот она – огромная угроза нашего времени. Если мы с вами продолжим наше существование при всех тех же смыслах и ценностях – мы просто не выживем.

Вы знаете, что программа американских шаттлов была свёрнута. Я спросил у наших американских коллег: «Почему вы не закажете ещё один шаттл? Ну чтобы летали не только русские корабли?» Они сказали: «Мы не можем, потому что для того, чтобы создать новый шаттл, нам не хватает одного миллиона листов чертежей». Оказывается, за их хранение нужно было платить деньги. Поэтому сейчас – когда проект закончен – деньги за хранение платить перестали. Результат – все чертежи уничтожены.

– Вы хотите сказать, что когда в приоритете только деньги – высшие ценности и достижения человеческой мысли могут быть легко забыты?

– Совершенно верно. Мы беседуем с вами в очень грустное время. 9 ноября 2011 года произошла катастрофа, и проект, к которому мы шли не одно десятилетие – проект «Фобос-Грунт», – по-видимому, не будет реализован. Хотя есть небольшой шанс, что удастся запустить двигатель. Предполагался удивительный эксперимент. Аппарат должен был долететь до Фобоса (спутника Марса), взять грунт и вернуться на Землю. Это дало бы ответ на вопрос о происхождении Фобоса и массу интересных вещей. Это придумывалось в течение многих лет.

Новая Россия была остановлена в космосе. Она не имела ни одного аппарата в дальнем космосе в течение последних 20 лет. «Фобос-Грунт» должен был стать прорывом! В огромной степени это инициатива Института прикладной математики им. Келдыша, в котором я имею честь работать, и конкретно нашего бывшего заместителя директора – Эфраима Лазаревича Акима. К сожалению, он ушёл из жизни более года назад.

О чём мы сейчас мечтаем? Я бы сказал, у нас КРИЗИС МЕЧТЫ!

В Советском Союзе не всё было идеально, было много недостатков, но были две вещи совершенно мудрые и точные. Это вектор, под которым направлен угол развития общества: «Здравствуй страна учёных, страна мечтателей, страна героев!» Вторая вещь – совершенно другое ощущение общности. Попытка пойти по пути «Аватара»: «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» – сто тысяч «я». Независимо от национальности, независимо от вероисповедания, независимо от массы разных вещей! А сейчас, как во «Властелине колец»: «и разделить всех, чтобы каждый примирился в своей земной юдоли».

– Если в первом случае понятно, что нужно искать альтернативный источник энергии, во втором случае – надо удержать техносферу, то как же защититься от последней угрозы?

–Тут важно пойти по правильному пути. А их, как мне кажется, всего два.

Один путь – коммунистический или христианский. Когда общество считает, что каждый человек независимо от его участия в материальном производстве – это чудо. Мы, создавая Советский Союз, собственно, пробовали поставить этот эксперимент. И, с моей точки зрения, многое получилось. Но не смогли решить проблемы с элитой. Так же было и в Первом Христианстве. То есть она не успевает вырасти за небольшой срок. Вначале – люди выдающиеся, потом – люди средние, а третье поколение уже не поддерживает первоначальных смыслов и ценностей.

А второй путь, о чём сейчас так много говорят американцы, – это «многоэтажный мир». Альфа, Бета, Гамма. Концепция такова: есть страны, которые будут мозгом мира, есть страны, которые будут его руками, а есть страны, которые будут собственно… «другими органами». На мой взгляд, если сейчас, в течение максимум 20 лет, не будет понято, что «многоэтажный мир» – это «путь в никуда», то, по-видимому, нас в следующую тысячу лет уже не будет.

Ситуация в России – это как раз полная реализация концепции «многоэтажного мира». Те люди, которые оказались наверху, навязывают волю и ведут к вымиранию остальных. Простой пример. Вот сейчас «Справедливая Россия» выступала с мыслью о том, чтобы, как и во всём мире, ввести прогрессивный налог, то есть сделать так, чтобы особо богатые платили больше. Прогрессивный налог начинается с дохода в 3 миллиона рублей в год. Им возражают: «Невозможно посчитать, сколько у кого доходов и расходов! Это страшно сложно! Это затруднит проверяющие органы!»

А они как-то сами легко взяли и выяснили, сколько богатых людей с ежегодным доходом больше 3 миллионов в таком городе, как Санкт-Петербург? И оказалось, что в Санкт-Петербурге таких людей 9 тысяч. А тех, у кого больше миллиарда, – всего-то 18 человек. И вот эти самые люди и блокируют принятие этого самого закона.

Россию сейчас ведут к тому, чтобы наша земля была бы освобождена от людей. Где наше образование? Где наша культура? И где наша мечта?

Вот она – реализация концепции «многоэтажного мира», однако дальше она будет жёстче. Потому что ресурсов на Земле становится всё меньше и меньше. А чтобы убить человека, теперь уже необязательно втыкать ему нож в горло – можно просто нажать на кнопку компьютера. В «новой войне» вы не видите людей, которых убиваете.

Сейчас, в эти 20 лет, решается, каким будет следующее тысячелетие. Либо мы действительно придём к смыслам и ценностям новой эпохи. Или станем очередным «пузырём» галактического дождя… пузырём, который «схлопнется», как и все остальные техногенные цивилизации.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram