Коричневые карлики и голубые гиганты - всем нужны спутники

На орбите голубого гиганта телескоп обнаружил формирующуюся планету – раньше считалось, что у таких звезд планет не бывает. Причем это даже не планета, а практически новая звезда – коричневый карлик.

Открытие может внести серьезные изменения в теорию планетообразования. Оно совершено было международной группой исследователей под руководством Саши Кванца из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе, в процессе обработки данных, полученных телескопом Very Large Telescope. Новое небесное тело непонятного генезиса было обнаружено в газопылевом диске вокруг молодой звезды HD100546, всего в 335 световых годах от Земли.

Формирующееся в облаке тело не является в полном смысле слова планетой – оно слишком большое, и скорее напоминает по своим характеристикам звезду – коричневого карлика. Его масса равна примерно в 20 юпитерианских, и оно получило номер HD100546 b.

В том же протопланетном облаке было найдено еще одно загадочное тело, которое может получить номер HD100546 c, если окажется, что это планета той же звезды. Оно вращается чрезвычайно далеко от звезды, но размерами и характеристиками тоже напоминает коричневый карлик. Все это совершенно не согласуется с классическими теориями формирования планет.

Некоторые исследователи предполагают, что вновь открытая планета не сформировалась на орбите звезды, а была блуждающей и прибилась к голубому гиганту, захваченная гравитацией – однако оба то ли коричневых карлика, то ли протопланеты очень похожи между собой. Проблема требует дальнейшего тщательного изучения, пишет Astrophysical Journal Letters.