За пеленой тумана открылась самая древняя галактика Вселенной

Космический телескоп «Хаббл» заглянул в одну из самых отдаленных и пустынных областей Вселенной – и обнаружил за завесой водородного тумана самую отдаленную от солнечной системы галактику – до нее 13400 миллионов световых лет.

Исследование галактики поможет ученым понять, как проходило развитие ранней Вселенной, когда ее наполнял ионизированный водород, представлявший собой сплошную непрозрачную пелену. Что реионизировало водород и сделало его прозрачным, до сих пор неизвестно.

Древняя галактика предстает перед астрономами в виде, какой она имела, когда Вселенной было всего около 500 миллионов лет. «Это исследование представляет собой глубокие археологические раскопки во Вселенной», - поэтично отметил Ави Лейб из Гарвардского университета, физик-теоретик.

Древние галактики встречаются очень редко – всего несколько галактик эпохи реонизации известно ученым, которые уже подсчитали, что их света для выжигания водорода не хватило бы. Со временем, если его отматывать назад, количество галактик уменьшается – на ранних этапах развития Вселенной их было совсем немного. «Что мы намеревались сделать, так это проверить, есть ли достаточное количество галактик глубоко в сердце эпохи реионизации», - планирует исследования Ричард Эллис из Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Группа Эллиса и ориентировала телескоп «Хаббл» в пустынный уголок Вселенной, и оставили наблюдать в течение 100 часов, что вдвое дольше, чем стандартное время наблюдения. Телескопу удалось в результате обнаружить еще шесть других галактик, которые сформировались не позднее, чем 13100 миллионов лет назад, но для детального наблюдения «Хабблу» уже не хватает мощности. Ученые рассчитывают, что новый телескоп Джеймс Вэбб, запустить который планируется в 2018 году, поможет получить более детальные результаты.