Археолог из южноамериканского государства Белиз подал в суд на создателей фильма «Индиана Джонс и королевство Хрустального Черепа», сославшись на то, что фильм содержит ссылки на похищенный незаконно артефакт.
Однако настоящий хрустальный череп, который в реальности существует, никакого отношения к артефактам народа майя не имеет, а является мистификацией предприимчивого авантюриста, жившего в 30-х годах 20-го века. Исследователь Фредерик А. Митчелл-Хеджес нашел хрустальный череп в 30-х годах где-то в Центральной Америке, а его дочь Анна, сообщила в прессе о находке в старинном городе майя возле Либаантуна в Белизе.
Настоящий череп был меньше обычного черепа, его размер составлял 12,7 см в высоту и 12,7 см в диаметре. Он был изготовлен из прекрасного гладко отполированного кварца, причем нижняя челюсть даже отделялась от верхней. Ему приписали магическую силу, согласно распространявшимся в начале прошлого века слухам, череп мог даже выполнять желания.
Увы, легенда продержалась недолго – специалист из Смитсоновского института Джейн Макларен Уэлш изучила внимательно артефакт, и обнаружила явные следы изготовления его с помощью современных инструментов.
Однако археолог Джейми Эви, директор института Археологии Белиза, подавший в суд на похитителей черепа, считает магические свойства и историческую ценность черепа истинными, и обвиняет семью Митчелл-Хеджес в краже национального сокровища. Его адвокат Адам Трейси полностью с ним согласен – он считает, что дело не в черепе как таковом, а в праве маленького государства Белиз на защиту национальных ценностей и истории, создание прецедента против вывоза археологических находок из страны хищническим путем в частные коллекции. «Мы не верим, что череп не настоящий и требуем возврата наших ценностей», - заявил Трейси.
Хрустальные черепа, которые приписываются таинственным жрецам майя, хранятся во многих музеях мира – в частности в Британии и во Франции, но исследователи единодушно считают их подделками, правда довольно старыми – многие из них были сделаны в 19-ом веке, в период возникновения моды на археологические раскопки и древности.