Наука vs вера: Бог создал человека или человек Бога?

Трое из пяти научных работников не верят в Бога, однако оставшиеся двое – веруют, утверждает Джон Донван, открывший дебаты на тему взаимодействия науки и религии в Нью-Йорке в среду. Дискуссия призвана ответить: бороться ли науке с религией?

Вопрос взаимодействия науки и религии стоит перед человечеством уже многие столетия – и вновь ученые задались вопросом, должна ли наука бороться с религиозными воззрениями, или же оставить религиозные истины в стороне. Дебаты, как всегда вылились в споры. «Я считаю, что это важно как никогда, 500 лет истории науки показали, что понятие Бога имеет неопределенный и вероятностный характер», - полагает физик-теоретик из Университета Аризоны Лоуренс Краусс.

Сторонники религии утверждают, наоборот, что вероятность существования Бога весьма высока, оперируя при этом чисто физическими параметрами – они считают, что константы и физические законы приспособлены для возникновения жизни не просто так. Краусс возразил им, что было бы удивительно, если бы жизнь возникла там, где она невозможна, и Бог тут ни при чем.

Известный ученый и писатель Динеш Д’Сауза предложил вообще разделить веру и науку, как разные области фундаментального знания. «Вопросы, на которые нам отвечает Бог, не имеют отношения к науке. Эти вопросы не могут быть описаны эмпирически. Наука отвечает на вопрос, как возник мир, но никогда не ответит, почему», - заявил в своем выступлении Д’Сауза.

За последние 10 тысяч лет 10 тысяч разных религий создали тысячу разных божеств, заметил Майкл Шермер, обозреватель из журнала «Скептик», и добавил, что Д’Сауза отрицает этих богов, будучи христианином. Он сообщил, что нейробиологи уже могут точно определить, где в мозгу сидит точно понятие о Боге, изучая высшую нервную деятельность. Он уверен, что идея Бога сыграла весьма положительную роль в создании общества, верующие имели преимущества при выживании – нравственная идея и набор заповедей позволили обществу не поубивать друг друга и создать устойчивые социальные связи. Однако теперь, когда человечество уже получило представление о законах развития общества, оно может выжить и без идеи Бога.

Д’Сауза отметил, что последний аргумент против Бога явила теория эволюции Дарвина – с тех пор все открытия, сделанные учеными, особенно физиками, ставят перед человечеством сложнейшие экзистенциальные вопросы – о Большом взрыве, о том что было до него, вечна ли Вселенная и куда все движется, в которых как раз идея Творца, акта творения может получить новое наполнение. Новые достижения в генетике и биологии тоже провоцируют морально-нравственные проблемы, которые трудно решить без убеждений и норм, которые несет религия.

Краусс в заключительной речи подверг критике аксиому религии, выдвинутую ранее Д’Саузой: «Зачем вообще предполагать у природы цель? И почему кто-то должен объяснять «почему»?

Ученые и теологи, как всегда, не пришли к общему согласию, несмотря на вполне дружелюбную, хоть и непримиримую дискуссию, и так и не смогли ответить на вопрос, что есть Бог и существует ли он на самом деле, увы. Никто так и не смог окончательно подвести итог дискуссии и ответить на вопрос, мучающий человечество - так кто же кого создал: Бог человека или человек Бога?