За последнее десятилетие зомби, с легкой руки авторов сериалов и фильмов, стали неотъемлемой частью современной культуры. Ожившие мертвецы, охваченные неудержимым стремлением съесть человека, заполонили поп-индустрию.
Если судить по индустрии развлечений, зомби представляют собой мощную силу современности. Их можно встретить повсюду – в кино, книгах, на выставках, они поют со сцены песни и играют роли в театрах. Перед Хеллоуином улицы многих городов мира заполонили шествующие парадами радостные зомби, хватающие прохожих и пугающие старушек. Первым зомби мирового кинематографа стал знаменитый актер прошлого Бела Лугоши, исполнивший 40 лет назад главную роль в фильме «Белый Зомби». Он воплотил образ коварного колдуна, который на Гаити зомбируют юную прекрасную девушку.
Английский Оксфордский словарь утверждает, что слово «зомби» впервые проникло в английский язык в 1810 году, когда историк Роберт Саутей упомянул это существо во вполне научном труде «История Бразилии». Первоначально это был не монструозный мертвец, шастающий по пустынным улицам с протянутой рукой со скрюченными пальцами, пожиратель мозгов, а божество из восточной Африки, привезенное в Америку рабами. Когда-то оно означало некий дух, который несет в себе квинтэссенцию жизненной силы.
Для многих людей, в особенности обитающих на Гаити и на островах Карибского бассейна потомков первых черных рабов, зомби до сих пор представляют из себя реальную угрозу и воспринимаются вполне серьезно. Многие гаитяне совершенно искренне верят в колдовство и магию, стараются защитить себя от них, и часто практикуют такие верования, как вуду и сантерия.
Гаитяне считают, что превращение в зомби – вполне реальное наказание за нанесенную обиду, особенно если ненависть столь сильна, что обиженный не может забыть зло и после смерти обидчика, поэтому и воскрешает его в виде существа, лишенного души. Кроме того, полагают потомки африканцев, зомби отлично можно использовать для разных грязных работ, на фермах и плантациях сахарного тростника – они усталости не ведают. До сих пор в полицию на Карибах нередко поступают заявления от граждан, полагающих, что их превращали в зомби и заставляли работать против воли.
В 1980-х годах Вэйд Дэвис, ученый-физиолог, попытался объяснить феномен зомби – он предположил, что никакого колдовства не существует, но при этом превращение в монстра реально. В качестве волшебного средства Дэвис предположил использование некоего порошка, содержащего нейротоксин тетродотоксин, который можно извлечь из некоторых рыб, в частности, из рыбы фугу. Токсин ввергает человека в каталептическое состояние, в котором он может двигаться и исполнять приказы, но теряет волю и сознание. Многие ученые отнеслись к его выводам весьма скептически, и подвергли критике методы анализа токсина, однако Дэвис прославился как автор фантастических научно-популярных триллеров про зомби «Змея и радуга» и «Переход в темный мир: Этнобиология зомби», пишет LiveScience.