Отчаянно сигналящий пульсар обнаружен во Вселенной (ВИДЕО)

В созвездии Центавра астрономы из разных стран обнаружили необычный пульсар PSR J1311−3430, который за секунду совершает целых 390 оборотов вокруг оси, то есть крутится с совершенно невероятной скоростью.

Пульсар PSR J1311−3430 был квалифицирован учеными из Европы, США и Японии, как миллисекундный пульсар, то есть звезда имеющая весьма солидный возраст и постоянно увеличивающая скорость вращения за счет поглощения вещества, которое когда-то принадлежало ее парной звезде. До сих пор такие объекты распознавались по характерному импульсному радиоизлучению.

Вновь открытая звезда опрокинула все представления ученых о пульсарах. Еще в 1994 году космический телескоп EGRET заметил яркий гамма-источник 2FGL J1311.7−3429,  а летом 2012 года астроном из Стэнфордского университета Роджер Романи внезапно увидел, что у 2FGL J1311.7−3429 есть оптический и рентгеновский «двойник» с характеристиками, которые указывали на возможное присутствие пульсара. И только новый мощный радиотелескоп «Ферми» помог установить истину. Для поиска пульсара был разработан специальный алгоритм, с помощью которого исследователи обработали весь массив данных, полученных телескопом.

«На выделение сигнала ушло 5 000 процессорных дней. Мы начали с проверки небольших частот вращения и постепенно двигались к более высоким значениям. Если бы наш пульсар вращался, скажем, с частотой не в 390, а в 700 Гц, то для обнаружения его гамма-пульсаций потребовалось бы уже около 27 000 процессорных дней», - рассказал участник исследования пульсара Хольгер Плетч из Института гравитационной физики им. Макса Планка.

Новый пульсар движется по практически идеальной круговой орбите со скоростью не менее 13 000 км/ч и совершает один оборот вокруг центра масс в двойной системе всего за 93 минуты, подтверждая репутацию рекордсмена, а его поглощаемый спутник в 8 раз больше Юпитера по массе, но значительно меньше в диаметре, всего 88 000 километров, то есть плотность звездного ядра в 45 раз больше плотности воды.

«Сейчас от компаньона PSR J1311−3430 осталось только звёздное ядро, которое, предположительно, состоит в основном из гелия, нагревается излучением пульсара и в буквальном смысле испаряется», - считает Плетч.