Минобрнауки решило нанести новый удар по высшей школе. Крупнейшие вузы выводят из центра столицы и отправляют в глухие и необустроенные пригородные леса. По сути, идёт разгром университетского образования.
Чиновники давно облизываются на лакомые земли и здания, которыми владеют крупнейшие вузы. Первым вытеснять учебные заведения из столицы принялось Минобороны. В 2008 г. оно постановило объединить располагавшуюся в Москве Военно-воздушную академию им. Жуковского с подмосковной академией им. Гагарина. Но не успел вуз толком переехать, как в 2011 г. пришёл новый приказ. Оба учреждения ликвидировать, а преподавателям – отправиться в Воронеж, в Военный авиационный инженерный университет. Разумеется, мало кто поехал за тридевять земель. Большинство сотрудников академий – более 1,5 тыс. человек – уволились. На чём история военной авиации в России де-факто – закончилась.
Вслед за Минобороны за разгром высшей школы взялось Минобрнауки. В октябре оно предложило переселить за Московскую кольцевую автодорогу подведомственные вузы. Речь идёт по меньшей мере о пяти заведениях. Все – известнейшие. Это вам не «Сколково», где собираются создать «православный инновационный инкубатор» и проводят встречи, на которых обсуждается изготовление вечного двигателя. В списке Российский экономический университет им. Плеханова («Плешка»), в котором училась экономическая элита страны – от академика Леонида Абалкина до олигарха Михаила Ходорковского. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ – там работали пять советских нобелевских лауреатов. Плюс Московский государственный индустриальный университет, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) и Московский институт стали и сплавов (МИСиС).
В отличие от военных чиновники в штатском организуют переезд под благовидным предлогом. Дескать, крупнейшие мировые университеты устроены по принципу так называемых кампусов. Это единые комплексы зданий – корпусов, где читают лекции, библиотек, общежитий, квартир для преподавателей. Тогда как у российских вузов строения находятся за десятки километров друг от друга. Кампусному устройству отвечает разве что комплекс МГУ на Воробьёвых горах. Да и то – наполовину. Большинство студентов живут в общежитиях за пределами Воробьёвых гор. Преподавателю же поселиться в главном здании университета – практически нереально.
Идею переселить вузы в кампусы продвигает лично министр образования Дмитрий Ливанов. К слову, экс-ректор одного из переезжающих вузов – МИСиСа. Ради модных кампусов он готов не пощадить собственное детище. Ещё один влиятельный сторонник затеи – ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Что неудивительно. «Вышка» рассчитывает получить под строительство кампуса лакомые земли в пределах столицы. Один из вариантов – переселение на территорию Завода им. Лихачёва, расположенного в 8 км от Кремля. К концу года его территорию начнут реконструировать.
Если бы все кампусы строились неподалёку от Кремля – проблем у вузов бы не возникло. Но нетрудно догадаться, что ждёт университеты, которые переедут в тьмутаракань. Они повторят судьбу Академии им. Жуковского. Проще говоря – умрут. Преподаватели (у многих из них по бедности нет машины) физически не смогут тратить по 5–6 часов в день, чтобы ездить в новые корпуса. А надеяться, что им предложат на новом месте квартиру, при нынешних академических нравах не приходится. Студенты тоже не придут в восторг от необходимости жить вдали от столицы.
В ректоратах понимают, какая горькая участь уготована вузам-переселенцам, – и не горят желанием переезжать. Руководство «Плешки» уже заявило, что не собирается отказываться от зданий в центре Москвы, а на новых 20 га территории в Домодедово построит общежитие и, возможно, спортивный комплекс для студентов. В МИРЭА, которому выделили в Новой Москве всего 5 га, считают, что земли хватит только на общежитие. Аргумент, что новых территорий попросту не хватит для полноценной работы вузов, – действительно железный. Выделенные участки в 5–20 га слишком малы, чтобы разместить в них полноценные кампусы мирового уровня. Для сравнения: основной комплекс зданий Гарварда занимает 85 гектаров. Вдобавок университет располагает ещё десятком зданий по всему Бостону.
Но если правительство скажет «надо», слушать про нехватку территории никто не станет. Придётся переезжать. Спасти высшую школу от разгрома может разве что вечная российская проблема – безденежье. Дело в том, что на постройку кампусов требуются миллиарды рублей, а таких средств у вузов нет. Так что, чтобы депортация профессуры из Москвы состоялась, Минобрнауки для начала придётся переломить сопротивление Минфина – чтобы тот согласился выделить на неё средства из казны.