Старик Менделеев благословил японцев: они открыли элемент 113
28 сентября 2012, 18:57 [ «Аргументы Недели» ]
Ученые из японского института физико-химических исследований RIKEN на ускорителе научного центра имени Нишины наконец синтезировали неуловимый доселе элемент, занимающий 113-ую клетку таблицы Менделеева.
Сверхтяжелые элементы плохо поддаются синтезированию – они неустойчивы. Поэтому в природе и не встречаются, и могут быть получены только путем ядерного синтеза или поглощения нейтронов при бомбардировке мишени тяжелыми ионами. Страны, обладающие ядерными технологиями, такие, как США, Россия и Германия в 40-х годах даже соревновались, кто больше насинтезирует: так, элементы с 93 до 103 были обнаружены американцами, элементы от 104 до 106 – русскими и американцами, элементы со 107 до 112 – немцами. Последними были получены тяжелые элементы под номерами 114 и 116, совместно учеными из США и России. А вот 113-й и 115-й физикам никак не давались – они слишком неустойчивы.
Физик Косуке Морита и его коллеги поставили задачу ввести Японию в круг создателей материи – они провели целую серию экспериментов на линейном ускорителе, и, наконец, усилия увенчались успехом: ионы цинка на одной десятой скорости света столкнулись с тонкой мишенью из висмута и произвели на свет очень тяжелые ионы, определенные как продукты изотопа 113-го элемента. Новый элемент, конечно, обладает невероятно короткой продолжительностью жизни - от 4,9 до 0,3 миллисекунды.
Исчезающий 113-й уже пробовали получить россияне и американцы в Дубне в 2003 году. Они синтезировали 115-й и 117-й элементы, и при этом, как результат распада 115-го, у них возникал и 113-й.
«Уже более 9 лет мы искали окончательные доказательства существования элемента 113, и теперь, наконец, они у нас есть – с наших плеч свалился груз. Я хотел бы поблагодарить всех ученых и сотрудников, добившихся этого знаменательного результата, которые упорно работали с надеждой, что в один прекрасный день, 113-й станет нашим. Теперь мы смотрим на неизведанную территорию элемента 119 и даже еще дальше», - сказал гордый Морита, получивший право дать новому элементу имя.