Учёные создали "растворимые" электронные имплантаты

Американские учёные научились изготавливать «растворимые» электронные имплантаты. Их можно уничтожить внутри организма, не прибегая к хирургическим операциям. Компоненты такой электроники не наносят вреда организму.

Биоинженеры назвали своё изобретение «временной электроникой», пишет журнал Science. «С самого зарождения микроэлектроники, все приборы изготавливались с расчетом на «вечную» работу. Но если подумать в обратном ключе и разработать устройства, способные самостоятельно разрушаться в строго заданное время, открывается новая сфера для применения электронной техники», - поясняет руководитель группы ученых Джон Роджерс из университета штата Иллинойс.

Как отмечают учёные, все компоненты такой электроники - изолирующие подложки, проводники и полупроводники - должны беспрепятственно выводиться из организма, не нанося ему вреда. Кроме того, готовый прибор должен быть достаточно гибким и компактным для успешной имплантации под кожу или в другие части тела человека.

Авторы статьи смогли реализовать все необходимые свойства «растворимой» электроники при помощи трёх основных компонентов: магния, сверхтонких плёнок из кремния и полимера на основе шёлка. Магний и «шёлк» безопасны для организма и могут быть переработаны клеточными ферментами, а плёнки кремния химически инертны и постепенно распадаются под действием молекул воды.

«Растворимая» электроника изготавливается следующим образом. Сначала ученые печатают заготовки для транзисторов из тонких кремниевых пленок, затем поверх них наносятся линии из оксида магния и чистого металла, после чего прибор упаковывается в слой гибкого полимера на базе шёлка. Структура полимера определяет срок годности имплантата - относительно непрочные молекулы шёлка позволят ему просуществовать в теле пациента несколько дней, тогда как более сложный полимер продержится несколько месяцев или даже лет.

Биоинженеры полагают, что применение таких приборов не ограничивается медициной и нательной электроникой. В частности, сотовые телефоны и другие портативные электронные устройства на базе растворимых компонентов можно будет утилизировать, закапывая в землю или растворяя в воде.