Денисовский человек тоже был нашим прапрапрапрадедушкой

Денисовский человек был обнаружен два года назад, и оказалось, что он был когда-то таким же полноправным жителем планеты, что и неандертальцы и человек разумный. Анализ ДНК показал, что он был одним из наших предков.

От денисовского человека осталось не так много – в сибирской пещере были найдены кусочек пальца и несколько зубов, но они дали прекрасный ДНК-материал, анализ которого позволил подтвердить гипотезу о том, что наши предки скрещивались с денисовцами, что принесло только пользу.

ДНК-анализ неандертальцев проходит гораздо мучительнее – их останки обнаруживаются в таких местах, где неизбежно происходит загрязнение современной человеческой ДНК и бактериями. А в силу природных условий Сибири, в которых хранились останки денисовского человека, около 70% материала из них действительно относится к костям древних людей. Проблема как раз в том, что мало материала для образцов.

Биолог Сванте Пээбо из Общества Макса Планка и его коллеги разработали метод секвенирования генома, позволяющий экономить материал. Они разделили двухцепочечные фрагменты ДНК на разные цепочки и расшифровали их по отдельности, в этой ситуации, даже если ДНК частично повреждена, информацию можно получить в достаточно полном объеме. Метод позволил расшифровать свыше 99,9% оснований генома, в результате, несмотря на обилие биологического материала неандертальцев, о денисовцах ученые знают больше, чем о них.

Оказалось что денисовцы обладали тёмной кожей, глазами и волосами, они отпочковались около 800 тысяч лет назад от эволюционной линии, ведшей к человеку разумному, но позднее вступили в контакт с отдельными его группами. Потомки смешанных пар ныне живут в Папуа: тамошнее население унаследовало от денисовцев целых 6% своего нынешнего генома.

Изучение генома денисовского человека позволяет точнее определить индивидуальные черты рода Homo и отдельных его представителей. Значимые изменения в основном касались генов, контролирующих развитие нервной системы и связанных с исключительно человеческими заболеваниями.