Римский Форум служил когда-то римлянам центром общественной жизни – там проходили выборы и триумфальные церемонии, судили преступников, произносили речи, торговали всякой всячиной, устраивали соревнования и диспуты.
Мы представляем его себе белокаменным, таким, каким он дошел до нас сегодня – беломраморным он предстает и в фильмах и на картинах, а ведь возможно, предполагают историки, он был ярко раскрашен.
Бернард Фришер из Виргинского университета с группой коллег, применив самые современные технологии, которые ранее не были доступны археологам, обнаружили остатки желтого пигмента на барельефе меноры знаменитой Триумфальной арки Тита. Издалека и при определенном освещении, по мнению ученых, краска должна была казаться золотой.
В 1820-х годах реставраторы, очищая арку от грязи, умудрились смыть не только вековые наслоения пыли и городских отложений, но и остатки ярких красок. Двести лет назад у археологов еще не было неинвазивной технологии сбора оптических данных в трёх измерениях и ультрафиолетовой визуальной спектрометрии, которые позволили увидеть пигмент.
Фришер так впечатлился образом сияющего всеми цветами радуги Рима, что основал Лабораторию виртуального мирового наследия, которая трудится над созданием трёхмерных копий древних памятников. По проекту лаборатории «Рим возрождённый» должна быть создана модель древнего города каким он был в 320 году, незадолго до того, как император Константин перенёс столицу в Византий. Исследователь считает, что мы сильно ошибаемся, представляя себе античные города белыми залитыми солнцем минималистическими чисто архитектурными шедеврами – они сияли разноцветными красками, которыми были покрыты и здания, и статуи.