Открыта тайна сексуальной жизни пингвинов столетней давности
10 июня 2012, 14:47 [ «Аргументы Недели» ]
В музее естественной истории в Лондоне открыта выставка, посвященная столетию последней экспедиции знаменитого полярника Роберта Скотта. На выставке представлены тайные записи врача и ученого Джорджа Мюррея Левика.
Левик, в отличие от капитана Скотта, для которого Британская антарктическая экспедиция 1910-1913 годов стала последней, вернулся из экспедиции живым. Из путешествия он привез дневник, который он вел на греческом языке, чтобы прочесть записи смог только образованный джентльмен, настолько шокирующим и ужасным оказалось то, что он увидел.
В Антарктике джентльмена эдвардианской эпохи, англичанина до мозга костей потрясли не столько холод и снежные бури, столько детали интимной жизни пингвинов, цикл размножения которых он решил проследить. Оказалось, что пингвины ничем не отличались в своих показавшихся немыслимыми привычках от людей – но джентльмен не знал тогда, до какой степени дойдет свобода нравов в будущем.
Его потрясли наблюдавшиеся им совокупления пингвинов с мертвыми самками, самцов с самцами, насилие в отношении самок и детенышей. Свои записи несчастный, шокированный на всю оставшуюся жизнь, врач никому не показывал. Вернувшись на родину, он опубликовал статью на английском языке, но убрал из нее все ужасные подробности. Детали он прочел только самым надежным научным товарищам, которые тоже были потрясены, сообщает The Guardian.
Тетрадь Левика была благополучно забыта, и вновь обнаружена только 50 лет спустя. Орнитолог Дуглас Рассел расшифровал ее и интерпретировал в отдельной работе. Новые исследования поведения и психологии животных позволили объяснить странное поведение пингвинов – их размножение требует определенных природных условий, и период этот очень короткий, поэтому молодые самцы и самки, не имея сексуального опыта, по ошибке проявляют интерес к нестандартным объектам вожделения. Так, интерес, проявляемый к мертвым птицам, вызван простым инстинктом – мертвая самка лежит обычно в той же позе, что и готовая к контакту. Просто пингвины своими повадками похожи на маленьких человечков, поэтому невольно заставляют искать у них те же мотивы, поведения, что и у людей, так называемый антропоморфизм. На самом деле мотивации животных могут быть совершенно иными, чем у человека.
Левик вернулся, в отличие от многих своих товарищей, на Большую землю, пережив ужасную зиму в Антарктиде, после того как корабль не смог забрать экспедицию, блокированную во льдах. Выжившим пришлось питаться долгие месяцы этими самыми пингвинами и их жиром, болеть цингой. В 1913 году он отправился на Первую мировую войну, которая окончательно развеяла его веру в человечество, а после войны он занялся благотворительностью.