Исследование ученых из Венского и Принстонского университетов опровергло уже устоявшиеся представления, о том, как возникло такое чудесное явление, как человеческая речь. Оказалось, что речи надо специально учиться.
Традиционно возникновение речи у людей объясняется расширением вокальных возможностей приматов: их гудения, уханий, воркования. Однако австрийские и американские ученые выяснили, что человеческая способность говорить - навык, приобретенный в процессе обучения, в то время как у приматов он врожденный.
Человеческая речь производится с помощью быстрых контролируемых движений языка, губ и челюсти. Исследователи произвели рентгеновскую съемку процесса говорения, сосредоточив внимание на губах, так как с их помощью производятся многие виды мимики, используемой для общения. Рентгеновская видеосъемка показала, что чмоканье губами - это сложное движение, требующее быстрых, скоординированных движений губ, челюстей, языка и подъязычной кости, которая обеспечивает поддержку скелета гортани и языка. Движения эти очень быстрые, около 5 циклов в секунду, что гораздо быстрее, чем жевательные движения, поэтому ученые пришли к выводу, что чмоканье сильно отличается от жевания и возникло вовсе не как подражательное движение.
Наблюдения подтвдили давнюю гипотезу о том, что корни слов человеческой речи лежат не в способностях гортани приматов, а в их мимике, которая может передавать много информации, чередование гласных и согласных, которое образует слоги нашей речи, поразительно похоже на движения, лежащие в основе чмоканья губами.
Шимпанзе также пытаются издавать коммуникативные звуки с помощью губ, например, громко хлопают губами или гудят, орангутанги могут научиться свистеть с помощью губ и языка. Исследователи предположили, что мимика приматов в сочетании с врожденными способностями издавать гортанные звуки привели постепенно к возникновению речи, но как примитивные бормотания стали современным сложным и певучим языком – до сих пор загадка.