В Средневековье кто-то обработал землян таинственными лучами

В кольцах деревьев, образовавшихся во время вегетационного периода 775 года в Северном полушарии, обнаружено значительное превышение содержания радиоактивного изотопа углерода-14  над нормой.

Это свидетельствует о том, что на Землю чуть более 1200 лет назад, в 774–775 годах, обрушился весьма интенсивный поток излучения высокой энергии неизвестного происхождения. Японские ученые выяснили, что атмосферная концентрация изотопа выросла на 1,2% в течение года, что в 20 раз превышает норму скорости прироста.

Изотоп 14С образуется, когда космическое излучение воздействует на верхние слои земной атмосферы, выбивая нейтроны. Они сталкиваются с азотом-14, и образуется изотоп С14. Только два явления в принципе способны увеличить концентрацию изотопов – взрыв сверхновой звезды и вспышка на Солнце.

Для того, чтобы спровоцировать значительный рост концентрации изотопа, взрыв сверхновой должен быть весьма значительным - звезда должна быть настолько яркой, что её было бы видно даже днём, однако подобные случаи регистрировались только в 1006 и 1054 годах, к тому же эти взрывы следов в годичных кольцах деревьев не оставили.

И вспышка на Солнце тоже должна была бы быть настолько яркой, что до нас непременно бы дошли свидетельства о необыкновенном сиянии, к тому же подобная вспышка уничтожила бы озоновый слой с катастрофическими последствиями для экологии. В полярных областях в этот же период были выявлены высокие концентрации бериллия-10 в кернах антарктического льда: это ещё один изотоп, производимый под действием космических лучей.

Дэниэл Бейкер из Колорадского университета не склонен списывать Солнце со счетов - иногда корональные выбросы большого количества плазмы могут разогнать протоны до сверхвысоких энергий даже при отсутствии сильной вспышки.

Исследователи из Королевского университета Белфаста уже отыскали следующее свидетельство летописца XIII века Роджера Уэндовера: «В лето от Рождества Христова 776-е огненные и страшные знамения были замечены в небе после заката и змеи появились в Сассексе словно из-под земли, ко всеобщему удивлению».