Катастрофы тоже полезны - они перезапускают эволюцию

Для восстановления биоразнообразия нашей планеты после массового вымирания видов вследствие экологической катастрофы 250 миллионов лет назад понадобилось не менее десяти миллионов лет, но жизнь взяла свое.

«Изучение геологических данных показало нам, что в целом жизнь на Земле восстанавливается даже после ужасных катаклизмов - они просто перезапускают процесс эволюции», - уверен сотрудник университета Бристоля Майкл Бентон.

В конце Пермского геологического периода жизнь на Земле была атакована целой серией экологических катастроф - глобальное потепление, кислотные дожди, повышение кислотности вод океана и недостаток в них кислорода. Погибли почти одновременно около 90% всех живших на планете организмов.  «Сложно себе представить, что погибло столько живых существ, но на территории Китая и в некоторых других местах на планете этому есть неопровержимые доказательства», - считает сотрудник Уханьского университета наук о земле Джун-Цян Чэнь.

Международный коллектив ученых проанализировал данные геологического бурения, и обнаружил, что в течение первых пяти миллионов лет после глобального вымирания преимущество получили и размножились наиболее простые и нетребовательные к внешним условиям экосистемы. Впоследствии, во второй половине десятимиллионнолетнего периода, климат постепенно смягчился и животные и растения вновь стали активно заполонять оказавшиеся пустыми ниши.

«Всегда считается, что глобальное вымирание видов - это что-то необратимое, но, исходя из геологической истории, это необратимо только для отдельных видов. Сейчас начинаются процессы, похожие на первопричины того вымирания - и глобальное потепление, и кислотные дожди, и повышение кислотности океана - может быть, мы могли бы вынести для нас какой-то урок из изучения геологической истории», - оптимистично заявил Бертон в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.