Мирное эволюционное оружие человека - дружба с собакой

Антрополог из Университета штата Пенсильвания выдвинул новую остроумную гипотезу, объясняющую, почему предки человека кроманьонцы смогли заселить Европу, в то время как неандертальцы все постепенно вымерли.

Исследователь полагает, что подспорьем человеку в науке выживания стали новые друзья – собаки. Наиболее распространенной версией вымирания неандертальцев долго была война между ними и нашими предками, прибывшими из Африки, кроманьонцами, однако выяснилось, что это не так, войны никакой не было, и антропологи стали выдвигать массу других гипотез - неспособность адаптироваться к изменению климата, технологические достижения людей, особенности размножения и так далее.

Пэт Шипмман считает, что одним из технологических преимуществ человека в процессе выживания стали прирученные им собаки. Она изучила результаты раскопок на стоянках кроманьонцев, живших одновременно с неандертальцами, и обнаружила, что, судя по наскальным рисункам, наши предки относились к собакам с большим уважением.

По данным историков, человек и собака стали друзьями примерно 45-35 тысяч лет назад. Первые домашние собаки были крупными, похожими на современных овчарок, очень выносливыми. Древних собак можно было использовать как вьючных животных, которые во время переходов несли на спине припасы, освобождая человеку руки для охоты.

Особенное значение антрополог придает тому факту, что оба вида отличаются от прочих животных большими белками глаз, так что каждый из них мог проследить за направлением взгляда другого, что помогало им общаться невербально. «Собаки - отнюдь не второстепенный фактор в эволюции Homo sapiens. Они – определяющий фактор. Они есть то, что сделало нас людьми», -  говорит Шипман.