В древней крепости в долине реки Эла археологи нашли объекты древнего религиозного культа времен царя Давида - огромное количество керамики, инструментов из камня и металла, а также произведения искусства и культовые предметы.
Во дворце найдены были еще и три больших комнаты, построенные на 30-40 лет раньше храма Соломона. Это самые древние свидетельства верований древних иудеев, найденные на территории Израиля.
Крепость Хирбет-Кейяфе расположен примерно в 30 км к юго-западу от Иерусалима, и в древности была форпостом иудеев на границе с филистимлянами. Просуществовала она недолго, с 1020 по 980 год до н. э. и была сильно разрушена.
По библейским свидетельствам, верования иудеев были самой древней монотеистической религией, испокон веку у них действовал запрет на изображения животных и человека и запрет на употребление свинины. Артефакты, найденные в раскопках, подтверждают библейские легенды – на самом деле археологи нашли множество костей овец, коз и крупного рогатого скота, относящихся к тому времени, но ни одной свиной косточки, а на стенах дворца изображения людей и животных отсутствуют.
Кроме того, оказалось, что древние иудеи были весьма продвинутыми архитекторами. В святилище были найдены пять вертикально стоящих камней, два базальтовых алтаря, два керамических сосуда для возлияний и два переносных храма: это небольшие модели святилищ с закрывающимися дверцами, они имеют имеют богато украшенный фасад со стражами в виде львов и трёх птичек, сидящих на крыше. Ряд архитектурных элементов совпадает с библейским описанием храма Соломона.
Второе святилище изготовлено из мягкого известняка и окрашено в красный цвет. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой представляют собой греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. В Хирбет-Кейяфе обнаружено самое раннее использование триглифа в мировой архитектуре, известное науке.
Архитектурные излишества, богатые украшения свидетельствуют о том, что на заре эпохи царей в Израиле существовало сильное государство с чётко выделенной элитой и активным градостроительством, которое вполне было способно выстроить великолепный дворец Соломона и грандиозный храм, описанные в Библии. «Таким образом, гипотезы о том, что царь Давид был мифологической фигурой или вождём небольшого племени, отпадают», - считает Йосеф Гарфинкель из Института археологии при Еврейском университете.