Премьер-министр России встретился с участниками антарктической полярной экспедиции, которые ранее пытались напоить его водой из реликтового подледного озера Восток, и сказал, что надо продолжать исследования Южного полюса.
Владимир Путин начал встречу с полярниками с поручения продолжить исследования Антарктиды, и учесть соответствующие расходы при формировании бюджета на будущий год и ближайшую трехлетку. «Хочу вас поздравить. Вы долго работали. Не один год и десятилетие — 20 лет. Да, за 20 с лишним лет — это и работа и успех огромный», - начал с поздравлений глава правительства.
«Наши специалисты первыми в мире не только смогли пробурить всю толщу ледника в Антарктиде, но и проникнуть под ледниковое озеро Восток. Действительно, это потрясающее событие», - гордо ответил Валерий Лукин, начальник 56-й российской антарктической экспедиции, заместитель директора российского Арктического и антарктического НИИ.
Озеро Восток, названное в честь российской антарктической станции, находится под четырехкилометровым слоем льда возрастом 15-20 миллионов лет, и представляет собой уникальное явление – вода в нем находилась в изоляции от внешней среды в течение веков. Задача ученых на сегодня – попытаться определить, обитают ли в его воде живые организмы, поскольку они могут быть совершенно необыкновенными.
Путин и ученые согласились, что проникновение российской науки в воды озера Восток – событие не планетарного, а космического масштаба, попытка знакомства с неземными законами эволюции – кто там бродит на дне ледяного озера?
Ученые, захлебываясь, рассказывали избранному президенту о деталях исследований, но спохватились и засмущались. «Мы можем продолжить. Я могу бесконечно об этом, - пробормотал ученый, но Путин, улыбаясь, подбодрил исследователя, - Я и не сомневаюсь. Представьте себе, я могу бесконечно это слушать. Потому что мне это очень интересно».
На сегодняшнем этапе полярники изучают по ледяным кернам изменения климата на Земле. По мнению исследователей, современное глобальное потепление — это не результат естественного образования парниковых газов. «Сейчас у нас ситуация, когда мы просто впрыскиваем их. И если обратиться в прошлое, то сначала менялась температура, потом менялся рост концентрации парниковых газов, который усиливал рост температур. То есть последовательность событий — это тоже достижение исследования Восточного керна», — поведал Владимир Липенков, заведующий лабораторией изменения климата и окружающей среды Арктического и антарктического НИИ.