Космические скитальцы находят новый дом

Американские астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики построили компьютерную модель, которая описывает захват звёздами бродячих планет,  оторвавшихся от родных звезд и неприкаянно скитающихся в межзвездном пространстве.

В нашей галактике Млечный путь таких скитальцев, пригретых чужими звездами, миллиарды. Бродяги обычно вращаются на самых удаленных орбитах, или создают устойчивые системы двойных планет.

Бродячие планеты  - неизбежная жертва формирования звездных планетарных систем. В процессе образования системы  планеты неизбежно вступают в длительные гравитационные взаимодействия, пока система не обретет устойчивость. Жертвы взаимодействия вылетают постепенно за пределы системы. Что-то похожее происходит между Луной и Землёй, которые удаляются друг от друга на 3,7 см в год.

Странствуя по межзвёздным просторам, планеты увлекаются притяжением звёзд, мимо которых лежит их путь. Орбита вокруг нового хозяина может, в зависимости от гравитационных сил, иметь самую неожиданную форму – быть очень далекой, вытянутой, или, наоборот, слишком близкой к звезде. Астрономы не исключают, что даже вокруг Солнца может вращаться какая-нибудь планета, которую очень трудно обнаружить, поскольку она вполне может иметь вытянутую орбиту, перпендикулярную плоскости вращения остальных планет солнечной системы.

Страстью планет к бродяжничеству объясняют ученые и обнаруженную в 2006 году странную систему из двух огромных планет, массой в 7 и 14 Юпитеров, которые вращаются не вокруг звезды, а вокруг друг друга, образуя устойчивую систему.

По мнению астрономов, теория бродячих планет объясняет наличие у некоторых звезд планет, которых у них никак быть не должно по расчетам теории планетообразования.